Тематическое планирование внеурочной деятельности по риторике и музыке
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Кирьянова Нина Семёновна

Данный материал содержит тематическое планирование по музыке и риторике в начальных классах, в которую входят пояснительная записка. Она включает цели, задачи курса обучения материала, методы обучения, планируемые результаты, условия и средства работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Каменская  основная  общеобразовательная  школа»

Программа  внеурочной  деятельности

(художественно - эстетическое  направление)

Групповое  занятие  «Весёлые нотки»

  1. класс

Составитель: Кирьянова Н.С.

учитель начальных классов

Каменка  2012 г.

Пояснительная  записка.

             В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются новые современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.

           Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.

           Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

          Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

           Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т. к. специальной  методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивание эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

         Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн – пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д.Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

         Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест движения, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. При этом решается целый ряд проблем:

1)Психологическая: музыка часть меня, я – часть музыки. Новое ощущение себя активирует восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2)Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

Сенквенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Требования к детям: наличие чувства ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений – это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить всё своё умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Цель программы:

Формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки, формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования, воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей.

Задачи:

•создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

•воспитание желания и потребности музыкальной классики;

•развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

•организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

•совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

•формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

•развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.

 Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1.Занятия строятся согласно логике творчества – от творческой до достижения творческого результата.

2.Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3.Заняти строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

      Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно – зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3.Словесный метод – с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4.Социо-игровой метод – у младших школьников игра – ведущий вид деятельности. Следовательно, занятии должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства:

помещение для занятий;

•ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

• фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

• видеомагнитофон с видеофильмами.

Желаемый результат:

      Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнять её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Построение работы определяется в несколько этапов:

1.Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

2.Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики.

3.Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4.Приобщение детей к концертной деятельности.

5.Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.

6.Использование элементов ритмики, как одного из способов развития творческих способностей обучающихся.

Тематическое планирование (34 часа).

п/п

Дата

Тема занятия.

Кол-во

часов.

1.

Воспоминание о лете.

1 ч.

2.

Путешествие по волшебному музыкальному царству-государству.

1 ч.

3.

«Голосовые игры».

1 ч.

4.

О чём говорит музыка ?

1 ч.

5.

Что выражает музыка?

1 ч.

6.

Мелодия – душа музыки.

1 ч.

7.

Изобразительность в музыке.

1 ч.

8.

«Осень-осень, милости просим!»

1 ч.

9.

Музыкальные краски осени.

1 ч.

10.

Разыграй песню «Осень непогодушка».

1 ч.

11.

Музыкальные образы Родины.

1 ч.

12.

Музыкальное утро.

1 ч.

13.

Музыка воды.

1 ч.

14.

Музыкальный режим дня.

1 ч.

15.

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

1 ч.

16.

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

1 ч.

17.

Разыграй песню «Раз морозною зимой».

1 ч.

18.

«Куда ведут нас три «кита»?

1 ч.

19.

«Куда приводит нас песня?»

1 ч.

20.

Композитор -  один, а музыка -  разная.

1 ч.

21.

Герои музыкальных произведений.

1 ч.

22.

Образ Петрушки в музыке.

1 ч.

23.

Коты и кошечки в музыке.

1 ч.

24.

Баба-яга – музыкальный персонаж.

1 ч.

25.

Музыкальный волшебник М.И.Глинка.

1 ч.

26.

Разыграй песню «В траве сидел кузнечик».

1 ч.

27.

Весенние мелодии.

1 ч.

28.

Картины весны в музыке.

1 ч.

29.

Весенняя сказка Н.А.Римского-Корсакова.

1 ч.

30.

«Звуковые» рассказы.

1 ч.

31.

Динамические оттенки.

1 ч.

32.

Разыграй песню «Во поле берёза стояла».

1 ч.

33.

Творчество великих композиторов.

1 ч.

34.

«Здравствуй, лето!».

1 ч.

Учебно – тематический план  (33 часа).

п/п

Дата

Тема занятия.

Кол-во

часов.

1.

«Как зародилась музыка?»

1 ч.

2.

«Голосовые игры».

1 ч.

3.

«Сказка о музыкальных капельках».

1 ч.

4.

«Легенда о Трёх китах».

1 ч.

5.

«Голосовые игры».

1 ч.

6.

«Здравствуй, Осень!»

1 ч.

7.

Пластическое интонирование «Где был, Иванушка»

1 ч.

8.

Пластическое интонирование «К нам гости пришли»

1 ч.

9.

«Осенние забавы».

1 ч.

10.

«Весёлые нотки».

1 ч.

11.

«Голосовые игры».

1 ч.

12.

«Музыкальные инструменты».

1 ч.

13.

«Зачем у флейты дырочка?»

1 ч.

14.

Разыграй песню. «Раз морозною зимой».

1 ч.

15.

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка».

1 ч.

16.

«Зимние забавы».

1 ч.

17.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

1 ч.

18.

Пластическое интонированеи. «Марш деревянных солдатиков».

1 ч.

19.

«Голосовые игры».

1 ч.

20.

«Болезнь куклы».

1 ч.

21.

«Новая кукла».

1 ч.

22.

Музыкальные портреты. «Три подружки».

1 ч.

23.

Разыграй песню «Антошка».

1 ч.

24.

Пластическое интонирование «Чунга – Чанга».

1 ч.

25.

«Голосовые игры».

1 ч.

26.

«Весенние забавы».

1 ч.

27.

П.И.Чайковский «Песня жаворонка».

1 ч.

28.

«Голосовые игры»

1 ч.

29.

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик».

1 ч.

30.

«Путешествие по музыкальной лесенке».

1 ч.

31.

Разыграй песню «Львёнок и черепаха».

1 ч.

32.

«Голосовые игры».

1 ч.

33.

«Здравствуй, лето!»

1 ч.

Пояснительная записка.

       Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

         В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального < …> состава российского общества».

Общая характеристика учебного предмета.

      Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

       Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

       Первый блок – «Общение» даёт представление о

• сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

• компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

        Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

          Второй блок – «Речевые жанры» - даёт сведения о

•тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

•типология текстов (повествование, описание, рассуждение);

•речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т. д.

          Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

          Обучение риторики, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит пред школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

         Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

      Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

       Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

        Ценность добра и истины – осознание себя как часть мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т. д.).

       Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

      Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

       Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

       Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

       Эти результаты в обобщённом виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

• на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности на свои ценности, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей.

на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствиями с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствиями с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т. д.;

на уровне результатов в предметной области «Филология» - «овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т. д.

      Таким образом, риторика как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

        Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1 – 4 классов.

       Личностными результатам изучения курса «Риторика» во 2-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:

        •осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

        •осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

        •оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

       •анализировать тактичность речевого поведения в семье;

       •объяснять правила вежливого поведения в разных ситуациях.

      Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» во 2-м классе является сформированность у детей следующих УУД:

      •формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

      •пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

      •отличать подробный пересказ от краткого;

      •знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

     •пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

     •пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

     •реализовывать устные и письменные рассуждения как тексты определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

     • реализовывать устные и письменные описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

    •при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

    •делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

   Предметными результатами изучения курса «Риторика» во 2-м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:

    •характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

    •определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

    •планировать адекватный для данной ситуации вид речевой детельности;

    •осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

   •уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

   •оценивать правильность речи с точки зрения орфоэпических, грамматических, лексических норм, известных ученикам, обращаться к нормативным словарям за справкой;

   •анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

   •продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа применительно к разным ситуациям общения;

   •определять тему, основную мысль несложного текста;

   •определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

   • подбирать заготовки к готовым и продуцируемым текстам ( в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

  •анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить их содержание и речевое оформление с задачей рассказчика;

  •разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

  •сочинять продолжения диалогов разных персонажей, сказочных историй;

  •давать оценку невежливому речевому поведению.

Содержание учебного предмета.

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная ) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычёркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередачи.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

      Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

     Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы  класса.

        Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1 классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

• уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Содержание учебного предмета.

Общение. Значение речи в жизни человека, общества.

 Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения.

Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.).

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации).

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Текст. Речевые жанры.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Тематическое  планирование  (33 часа)

п/п

Дата

Тема  занятия.

Кол-во

часов.

Общение (1 часть – 17 часов)

1.

Речь в жизни человека.

1 ч.

2.

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

1 ч.

3.

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

1 ч.

4.

Вывески, их информационная роль.

1 ч.

Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

5.

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

1 ч.

6.

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

1 ч.

7.

Давайте договоримся.

1 ч.

Речь устная и письменная.

8.

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1 ч.

9.

Устная речь. Громко – тихо. Быстро – медленно. Узнай по голосу.

1 ч.

10.

Устная речь. Громко – тихо. Быстро – медленно. Узнай по голосу.

1 ч.

11.

Правила разговора по телефону.

1 ч.

12.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

1 ч.

13.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

1 ч.

14.

Прощаемся в разных ситуациях общения.

1 ч.

15.

Правила вежливого поведения во время разговора.

1 ч.

16.

Благодарим за подарок, услугу.

1 ч.

17.

Повторение и обобщение.

1 ч.

Текст (2 часть – 16 часов)

18.

Текст – что это такое? О ком? О чём?

1 ч.

19.

Тема текста.

1 ч.

20.

Заголовок. Разные заголовки.

1 ч.

21.

Слова приветствия.

1 ч.

22.

Слова прощания.

23.

Слова извинения.

24.

Очень важные слова.

1 ч.

25.

Знакомые незнакомцы.

1 ч.

26.

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1 ч.

27.

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

1 ч.

28.

Оформление текста на письме. Абзацы.

1 ч.

29.

Как построен текст.

1 ч.

30.

Как построен текст.

1 ч.

31.

Обращение.

1 ч.

32.

Обращение.

1 ч.

33.

Повторение и обобщение.

1 ч.

       

Тематическое  планирование  (34 часа)

п/п

Дата

Тема  занятия.

Кол-во

часов.

1.

«Проверь себя». Повторение изученного в 1-м классе.

1 ч.

2.

«Наука риторика».

1 ч.

3.

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат), что (содержание высказывания.)

1 ч.

4.

Твои речевые роли.

1 ч.

5.

Как мы говорим. Темп и громкость.

1 ч.

6.

Тон речи. То же слово, да не так бы молвить.

1 ч.

7.

Настроение, чувства и тон говорящего.

1 ч.

8.

Мимика, жесты, поза.

1 ч.

9.

Говорящий взгляд.

1 ч.

10.

Учусь слушать.

1 ч.

11.

Мы слушаем – нас слушают.

1 ч.

12.

Что такое уметь слушать.

1 ч.

13.

Слушали, услышали. Слушаем и стараемся понять.

1 ч.

14.

Слушаем и выделяем непонятное.

1 ч.

15.

Слушаем, как говорят.

1 ч.

16.

Слушаем на уроке. Слушаем целый день.

1 ч.

17.

Вежливая просьба.

1 ч.

18.

Скрытая просьба.

1 ч.

19.

Учусь читать и писать. О чём говорит шрифт?

1 ч.

20.

Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.

1 ч.

21.

Текст. Тема и основная мысль.

1 ч.

22.

Опорные слова. Пересказ.

1 ч.

23.

Подробный пересказ. Краткий пересказ.

1 ч.

24.

План. Текст и план.

1 ч.

25.

Вежливый отказ. Согласие или отказ.

1 ч.

26.

Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.

1 ч.

27.

Типы текстов.

1 ч.

28.

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

1 ч.

29.

Точные и неточные объяснения.

1 ч.

30.

Описание. Признаки предмета. Описание в объявлении.

1 ч.

31.

Загадки – описания. Сочини загадку.

1 ч.

32.

Невыдуманный рассказ. Было или придумано?

1 ч.

33.

Части рассказа.

1 ч.

34.

Хочу вам рассказать.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.

Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки"  для 1-2 классов. В планирование  представлены  теоретические  и практические занятия; включены разделы: р...

тематическое планирование внеурочной деятельности 1 класс

занятия по внеурочной деятельности в 1 классе...

"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс

Программа разработана на основе различных информац. источников...