Сопоставление структурных элементов уроков по ФГОС
статья на тему

Щербакова Татьяна Петровна

Представленный материал позволяет наглядно сравнить этапы уроков "открытия новых знаний" и уроков рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx188.72 КБ

Предварительный просмотр:

    Структура технологии деятельностного  обучения существенно отличается  от традиционной системы. И на проведённых уроках мы с вами это увидели. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на отличие этапов урока открытия  нового знания от урока рефлексии и  соотнести их с увиденными уроками.

Урок «открытие» предполагает  умение реализации новых способов действия, а рефлексия (лат. – обращение назад) в современной педагогике -  самоанализ деятельности и её результатов.

Если мы обратимся к структуре уроков, то увидим, что есть похожие  этапы: этап мотивации, этап актуализации, этап реализации построенного проекта, включения в систему знаний и повторения, этап рефлексии учебной деятельности. Рассмотрим более подробно каждый этап и выявим сходство и отличие.

 Начну с этапа мотивации целью которого является выработка на личностно- значимом  уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности («хочу, надо, могу»)

Целью этапа актуализации является подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построения нового способа действия или выявлению причин затруднения в собственной деятельности.

 Третьим этапом урока «открытия»  является этап выявления места и причин затруднения. Мы с вами увидели практическую работу,  в результате которой дети самостоятельно сделали вывод  о равенстве прямоугольных треугольников, его особенностях, названии сторон, но не смогли найти его площадь.

А на уроке рефлексии третий этап – локализации индивидуальных затруднений, на котором учащиеся выполнили самостоятельную работу на правописание приставок, выявление места и причины ошибок и уточнили алгоритм исправления (запомнить приставки с А и с О) а также решали проблему правописания приставок и предлогов  с опорой на  таблицу.

На этапе построения  проекта выхода из затруднения в уроке №1 мы видим, что учащиеся поставили цель - способ нахождения площади прямоугольного треугольника , сформулировали  тему  с опорой на ранее изученный материал, а также средство построения формула площади прямоугольного треугольника.

На уроке №2 составление чёткого алгоритма – схемы действий отличия приставки от предлога, а также их правописания, проговаривание по цепочке, оценивание смайликами.

На этапе реализации построения проекта урок №1 учащиеся самостоятельно сделали вывод о том,  как найти площадь прямоугольного треугольника, в речи   и знаково зафиксировали формулу.

 На уроке №2  на этапе реализации и построении проекта и осмысленной коррекции выявленных затруднений учитель проводит С.Р.№2 по вариантам, а проверка соседом по парте  по эталону.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи проводится работа  в группах с обязательным проговариванием вслух.

На обоих уроках  этапы с.р. с самопроверкой по эталону проводился в группах , с дифференцированными заданиями.

 На  этапе включения в систему знаний и повторений мы видели  блиц-опрос, творческое домашнее задание, решение задач, включающих ранее изученный материал  с использованием новой формулы.

На последнем этапе рефлексии учебной деятельности  оба учителя дали возможность каждому ребёнку оценить свою работу с помощью условных знаков.

 Таким образом, Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднения в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

На уроках рефлексии используется понятие эталона, образца и эталона для самопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

статья "Структурные элементы современного урока"

Статья поможет правильно сконструировать урок по ФГОС и избежать типичных ошибок ...

Структурные элементы учебного занятия в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта по созданию современного урока...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

доклад " Структурные элементы учебного занятия"

Здесь представлены структурные элементы учебного занятия, а так же основные принципы составления технологической карты урока....

Структурные элементы дополнительной программы

Материалы к составлению программы по дополнительному образованию...