" Развитие творческих способностей"
статья на тему

Терновская Валентина Александровна

Роль развивающих игр в развитии творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

    Доклад

                «Развитие творческих способностей»

                                           

                                                Подготовила: Терновская Валентина Александровна

                                                             Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1  

                                                                     Г. Бутурлиновка Воронежской области

                                                                 2013 г.

                                                            1.

               К сожалению, традиционная «старая» школа развивала в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложной и важной стороне - развитию творческих способностей ребёнка отводилась воля случая. И у большинства выпускников начальной школы творческие способности  оставались на плачевном уровне. Эта проблема актуальна , особенно теперь, когда стране требуется всё больше могучих творческих умов, чтобы двигать вперёд науку, технику и особенно общественную жизнь. В принципе каждого здорового ребёнка можно сделать творчески развитым. Творческие умы пока большая редкость.

        Формируя у детей исполнительскую деятельность,  развиваются, соответственно, исполнительские способности: внимание, память, умения копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести навык до автоматизма и т.п. Эти способности позволяют учащимся поступать в какой –либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону – подчас даже машинально.

   Но вот перед ребёнком возникает проблема, раньше ему не приходилось с этим сталкиваться: это новая для него задача. И чтобы найти к ней решение, надо самому поразмыслить. И, хотя на начальной стадии она не очень сложна, но её уже можно отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения решения головоломки до изобретения новой или даже до научного открытия, но суть их одна:  при их решении происходит акт творчества, находится новый путь и создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

       Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть переложена и на животных, и на машины, для неё ума не так уж много требуется. В жизни, конечно, всё гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Настоящая жизнь во всех его проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач.

      Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

        И перед школой воспитателями, родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребёнка вырастить не только здоровым и крепким, но и – обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он  бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

   

                                                              2.

     Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие  в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных?

       Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться  на самые большие высоты творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное: сколько ещё есть детей, которым трудно учиться. А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учёбе те ребята, которые до школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно дать детям только поступающим в школу, несколько психологических тестов, чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти - средне, а эти – с трудом; одни имеют уже задатки исследователей, а другие – нет; у одних уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами.

        Где же получается такая разница в уровне развития? Учёные исследовали дошкольников младшего возраста и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга.  Значит, первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от родителей, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными. В первые годы жизни разумные заботы  мамы и папы дадут самые богатые плоды,  которые останутся на всю жизнь,  и которые нельзя при всём желании столь же успешно вырастить позже. И так, первое условие  успешного развития творческих способностей – раннее начало.

         Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать? Интересно, что ни у кого не возникает подобного  вопроса, когда учат ребёнка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он ещё, кажется, не воспринимает ничего. Проходит несколько месяцев и ребёнок произносит первое слово. Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент  может наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.  Должна создаваться обстановка опережающего развития детей. При этом предоставлять ребятам  свободу в выборе заданий и их последовательности, и способах нахождения верных решений. А наставник должен не упускать момента  и возможности поработать вместе с детьми, и, конечно, радоваться вместе с ними каждому шагу вперёд , каждому успеху.  Это сформирует у детей самостоятельность и любознательность, сообразительность и умение.

                                                         

                                                                   

                                                                        3.

    Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

     Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до пика своих возможностей и постепенно поднимает этот «пик» всё выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые проводят свои тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе игроками. Учёные утверждают, что это условие  максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не начал говорить. Процесс познания мира в это время идёт наиболее интенсивно. В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

         Опираясь на эту гипотезу,  предоставим такую возможность и ученику начальной школы и понаблюдаем за ним. Выполняя на первый взгляд простые действия, для решения несложной проблемы: ум ребёнка работает сосредоточенно и напряжённо и, что самое главное, развивается. Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок пассивному ученику превратиться в Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и утомления, если соблюдать ещё одно важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт ему на пользу. Это является четвёртым условием развития творческих способностей ребёнка.

       Но предоставляя ребёнку свободу,  не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее (пятое) немаловажное условие.  Самое сложное здесь  заключается в том, чтобы не превращать свободу в бесконтрольность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что  он сам  может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит делу. Осторожна: такая «забота» способна погубить на корню все ростки творчества.  Дайте ребёнку самому сообразить, как тут поступить. Не лишайте его трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие! И когда оно состоится, мы увидим сияющее лицо ребёнка и всеобщее ликование.

          Есть великая формула первооткрывателя космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец я стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.

       

                                                                            4.

         Этому прямо и служат развивающие игры. Игра является основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его

                                                             

личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

                                                       

               Развивающие игры моделируют сам творческий процесс и создают свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Игры такого плана подчинены определённым требованиям:

- Каждая игра должна представлять набор задач, вопросов, проблем.

- Они должны даваться в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п. этим они знакомят ребёнка с разными способами передачи информации.

- Подчиняться принципу: от простого  к сложному. Постепенное возрастание трудности позволяет ребёнку идти вперёд  и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

- Решение задачи должны представать пред ребёнком не в абстрактной форме, а виде рисунка, схемы, чертежа, в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения.

- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

- Развивающие игры позволяет каждому подняться до пика своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

           В игре удаётся решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  1. Развитие начинается на раннем этапе.
  2. Задания-шаги создают условия, опережающие развитие способностей.
  3. Развивается самостоятельность действий ребёнка.
  4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию.
  5. В ходе работы создаётся непринуждённая атмосфера свободного и радостного творчества.

       Именно развивающие игры соответствуют всем основным условиям развития способностей и создают своеобразный климат для совершенствования творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...