Мастер -класс "Многосенсорный подход в обучении"
статья на тему

 Смирнова Наталья Анатольевна
Построение образовательного процесса с учётом модальности. Целю педагогической практики является создание условий для успешного обучения младших школьников, а также сохранения и укрепления их здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_mnogosensornyy_podhod_v_obuchenii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Многосенсорный подход в обучении»

( 2 слайд)  Модель мира ребёнка может в корне отличаться от моей.

И я обязан уважать и учитывать эти различия.

Ковалев С.В.

Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, как особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей. Но, ещё  необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира.

  Известно, что информация, воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к ним в виде образов, звуков и ощущений. Называются эти каналы восприятия – сенсорные системы  или модальности восприятия.

(3 слайд)   По признаку предпочитаемой модальности правополушарных школьников можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие), а левополушарных – на аудиалов (слуховое восприятие). Модальность учащихся является «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека. … Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать»

(4 слайд)   Тема моей мастерской «Многосенсорный подход в  обучении»

На мой взгляд, эта  тема  соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а многосенсорное обучение- это одно из направлений здоровьесберегающей технологии.

(5 слайд)   Цель педагогической практики:
 -  создание условий для  успешного обучения  младших школьников, а также  сохранения и укрепления их здоровья

(6 слайд)   Задачи:

  1. Учитывать психофизиологические особенности развития младших школьников.
  2. Создавать ситуацию успеха на уроке.
  3. Вовлекать всех обучающихся в учебную  деятельность.

Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия,  вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. Это помогает построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным.

Для определения у ребёнка ведущего канала восприятия и переработки информации, я использую  наблюдения за словоупотреблением, за особенностями в обучении и поведении школьников;  тестирование  детей и анкетирование родителей. 

(7 слайд)   - Предлагаю вам один из тестов на определение ведущей системы восприятия мира.

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию, запишите соответствующий знак.  

Плохая погода

1.        Завывание ветра, стук капель.(*)

2.        Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

3.        Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

1.        Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

2.        Золотистая прозрачная жидкость.(+)

3.        Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

1.        Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

2.        Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

3.        Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

1.        Звонкий хруст укуса.(*)

2.        Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

3.        Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

1.        Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

2.        Холодный, мягкий, пушистый.(-)

3.        Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех,

что обозначены знаком “+” - вы визуал, ведущий канал восприятия- зрительный;

 больше со знаком “*” - аудиал, ведущий канал восприятия – слуховой;

больше ответов со знаком “-“ – кинестетик, ведущий канал восприятия - двигательный (моторный).              

Но чистые типы встречаются редко. Наблюдения показали, что у большинства школьников все сенсорные системы работают на приём информации, однако у каждого есть ведущая или предпочитаемая модальность, от которой зависят многие индивидуально -  психологические особенности  ребёнка.

(8 слайд)   Почему многосенсорность?

Многосенсорное обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в восприятии информации,   обучать, используя видение, слышание, прикосновение, тем самым создать условия, при которых класс в целом получает информацию по   нескольким каналам восприятия, что способствует снижению риска не успешности, создаёт условия комфортности  и тем самым сохраняет здоровье учащихся.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать её, используя ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.

При обучении необходимо  учитывать особенности детей с разным типом восприятия, используя определённые методы и приёмы  воздействия на сенсорные системы

(9-11 слайд)   

Тип

Особенности обучаемости

Методы и приёмы  воздействия на сенсорные системы

Визуалы

  1. лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически; для них результативнее самим читать текст;
  2.  лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными;
  3.  лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок;
  4. для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел;
  5.  любят картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.

  1. с визуалом употребляю слова, описывающие цвет, форму, местоположение,
  2. выражения: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?»
  3. можно выделять цветом пункты в книге, важную информацию на доске, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
  4. сравнение образов, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям.

Аудиалы

  1. предпочитают слушать информацию, нежели читать её про себя;
  2. с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы;
  3. лучше пишут изложения, диктанты.
  4. самые отвлекаемые на любой звук ученики.

  1. с аудиалом использую вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
  2. чтение стихов,
  3. работу хором,
  4.  формулировка выводов, обучение и проверка других,
  5. нахождение фрагмента текста, цитирование строк, анализ звуков;
  6. использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?»


Кинестетики

  1. лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения.
  2. им необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д.
  3. у них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, если она связана с практической деятельностью (опыты, проигрывание информации, переписывание  текстов и т.д.), эти дети с удовольствием пишут на доске.
  4. любят принимать участие в инсценировании сценок по изученному материалу.

  1. с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию
  2. сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и других учащихся, учителя,
  3. передача собственного эмоционального состояния,
  4. ритм  стиха отбивается детьми рукой или ногой;
  5. использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя …(цветочком, капелькой росы…) и т.д.
  6. инсценирование  сценок

- Предлагаю вам фрагмент урока русского языка в 1 классе.

(12 слайд)   Тема «Тайны устной и письменной  речи»

Цель урока: знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение);

с особенностями устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

Учитель знакомит детей с интригой:

«Волшебница угостила Машу и Мишу чаем с чудесным черничным пирогом, а сама куда-то исчезла. Дети и их помощники скромно съели по маленькому кусочку.

        Остальное (огромный кусок!) моментально съела прожорливая Асырк. Подслеповатому Торку ничего не досталось: он возил лапкой по пустой тарелке в поисках кусочка пирога.

        Волшебница вернулась и протянула Мише листок, на котором было написано: «Ты съел пирог?» (слова из текста выносятся на доску (на экран).

        - Ты должен ответить на этот вопрос, Ашим, - сказала Анишит- Йокоп строго. – От правильности твоего ответа зависит ваше дальнейшее путешествие по замку.

         Миша растерялся. Неужели Волшебница хочет, чтобы он нажаловался на Асырк? Иль речь идёт о другом. Но о чём?

        - Попроси задать этот вопрос устно, - шепнула Мише Летучая Мышь.

        - Я ещё плохо читаю,- сказал Миша. – Задайте свой вопрос устно, пожалуйста!

        - Ну что ж, вздохнула Волшебница, - каждый из нас задаст тебе этот вопрос.

1.Дети самостоятельно читают предложения. (13 слайд)   

2. Дети (визуалы) читают вслух (по предлжению).

                 

         /

         - Ты, съел пирог? – обиженно спросил Торк.

                   /

- Ты, съел пирог?- ехидно спросила Асырк.

                  /

- Ты, съел пирог?- улыбнувшись, спросила Анишит- Йокоп.

2. Обыгрываем эпизод с вопросами (инсценировка) (сначала  кинестеты)

дети ( аудиалы) внимательно слушают. Затем обучающиеся  отвечают на вопросы:

- Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев?

- Почему ты так думаешь?

- Помоги ему это сделать.

В инсценировке участвуют остальные ребята в роли Миши.

Важно было, чтобы многие попробовали прочитать и произнести каждое из предложений, следя за выделением нужного слова голосом, поэтому инсценировку (чтение по ролям) можно повторить с участием других детей. (После чего дети, отвечая на вопросы волшебницы, приходят к выводу)

(14 слайд)   И, как правило, в конце урока провожу рефлексию.

На этапе рефлексии детям предлагаю рассказать о событиях урока, отвечая на вопросы

- Что делали?

- Что видели?

- Что слышали?

- Что чувствовали?

- Что узнали нового?

- Где это может вам пригодиться?

- Какие мысли, идеи приходили во время игры

(15 слайд)   Л. Ллойд обращает внимание на то, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически». И называет это – «обучение целого ребенка».

Многосенсорное обучение – залог успешности развития ребёнка!

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

XV юбилейные  областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...

мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"

на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...

Мастер – класс Тема: « Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»

Выступление на РМО. Полезные правила-советы которые способны облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности....

мастер-класс Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навы...

Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов

Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении»

Цель мастер-класса: показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы....