мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"
учебно-методический материал по теме

Шулятьева Татьяна Анатольевна

на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс на РМО учителей начальных классов «Системно- деятельностный подход в обучении»

Сегодня мы поговорим о системно- деятельностном подходе. А начать я хотела бы словами Л.Н.Толстого « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

Сначала заполним таблицу «З-Х-У». (2 сл.)

Знаю

(актуализация знаний)

Хочу узнать

(целеполагание)

Узнал

(рефлексия)

Этот приём графической организации материала помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Эта таблица разработана Д.Огл

Работа в парах, обмен информацией.

(3 сл.) В первую очередь, главной отличительной особенностью Ф Г О С  Н О О  является системно – деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности.

Ключевое слово здесь – деятельность.

Я слышу – я забываю,  

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность  школьников преобразует его в системно-деятельностный.

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход СДП- то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

(4 сл.) Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

        ( 5 сл.) Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

        ( 6 сл. ) Составим кластер («грозди»), выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре- это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них- свои спутники. (показать примеры).

Что же предполагает к обучению деятельностный подход.

-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить)

-Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний

-Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания

-Формирование у школьников умения контролировать свои действия- как после их завершения, так и по ходу

-Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим.

В группах заполним следующую таблицу. В левом столбике записаны, условия деятельностного подхода. В правом столбике вам необходимо дополнить из практики приемы работы на каждом этапе.

Условия деятельностного подхода

Приёмы

Создание проблемной ситуации

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления» (Г.А.Цукерман)

Введение персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

Вопросы, суждения, ошибки персонажей

Задания, для выполнения которых не достаёт знаний

Заголовки- вопросы

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний

«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»(Г.А.Цукерман)

Высказать предположение

Выполнение детьми осознанных учебных действий

«Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний- это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.» (Н.Ф.Талызина)

От общего к частному

Формирование самоконтроля.

Прием какографии

Решение значимых жизненных задач

Ситуация успеха

Разговор по телефону

В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.

        У педагога должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного Стандарта второго поколения.

Вернёмся к таблице «З-Х-У». заполним последний столбик.

В заключении предлагаю составить синквейн.

Синквейны педагогов по теме: "Системно-деятельностный подход"

1.деятельностный подход

2. интригующий, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. сотрудничество

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Мастер-класс "Формирование УУД на основе деятельностного подхода"

Мастер -класс по формированию УУУ на основе деятельностного подхода является практическим материалом для учителей, работающих по новым стандартам.  В ходе мастер-класса раскрываются технологии и ...

Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Применение  системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"

*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...