Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении»
учебно-методический материал (4 класс)

Ляшко Елена Михайловна

Цель мастер-класса: показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_metod_priyomy.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в обучении»

Цель мастер-класса:

показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы.

Задачи мастер-класса:

  1. знакомство педагогов с приемами;
  2. создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
  3. совместная отработка новых приемов.

Ход мастер-класса

1.Теоретическая часть.

СЛАЙД 1

Вступительное слово

Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на своем мастер-классе.

В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.

Почему выбран именно деятельностный подход?

Как реализовать его в своей практике? На эти вопросы мы вместе постараемся дать ответ.

СЛАЙД 2. «Верите ли вы?»

Вначале мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы

1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 

Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»

СЛАЙД 3.

Тема моего мастер-класса «Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении» выбрана не случайно. Актуальностьвыбранной темы состоит в том, что использование в практике методических приемов позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.   Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться. СЛАЙД 4.

Ещё в XIX веке Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ, сказал такие слова: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал».

Именно требует от нас ФГОС

Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

 2. Практическая часть 

Сегодня на мастер-классе в процессе деятельности я познакомлю вас с некоторыми методическими приемами, которые использую в своей практике, реализуя системно- деятельностный подход в обучении.

Задание для участников мастер-класса. 
Упражнение «Дом» 
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. 
Время: 5минут. 
Ресурсы: ватман, маркеры 
Ход упражнения. Даю инструкцию: «Уважаемые, коллеги, вы одна команда, которая должна стать полноценным домом! Каждый участник команды должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной и т.д. Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». 

(По окончанию работы участники представляют свой дом) Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! 

Как вы думаете, в чем заключался психологический смысл упражнения? Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. 
СЛАЙД 5. Прием «Толстый и тонкий вопрос». 
Этот прием из технологии развития критического мышления. Вопрос используется для организации взаимоопроса или дополнительных для отвечающего. 
Стратегия позволяет формировать: 
умение формулировать вопросы; 
умение соотносить понятия. 
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. 
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. 
После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. 
Задание для участников мастер-класса:

придумайте «тонкий» и « толстый» вопрос к задаче предыдущего приема. 
Например: 
1. Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? 
2.Почему Вы выбрали именно эту роль? 
СЛАЙД 6. Прием «Инсерт».

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это: прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; "" - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Задание для участников мастер-класса:

прочитайте и промаркируйте предложенный текст, по результатам заполните таблицу.

«Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.

Что же предполагает к обучению деятельностный подход. -Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить) -Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний -Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания - Формирование у школьников умения контролировать свои действия- как после их завершения, так и по ходу -Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим. Деятельностный подход– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты»

СЛАЙД 7. Прием «Диктант значений».

Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их.

Задание для участников мастер-класса.

Определите по значениям слова:

  1. Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает науку не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход).
  2. Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание… (рефлексия).

СЛАЙД 8. Прием «Жокей и лошадь».

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Задание для участников мастер-класса.

У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.

«Вся радость творчества /– в возможности делиться».

«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)

«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)

Какое из высказываний наиболее подходит к теме нашего мастер – класса?

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условиядля формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

СЛАЙД 9. Прием кластер («грозди») Автор этого приема – Гудлат. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Этот прием может быть использован на любом этапе урока.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре- это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них- свои спутники. Задание для участников мастер-класса.

Подведем итог нашего мастер- класса Составьте кластер ключевое слово которого «деятельностный подход» А сейчас вспомним вопросы из приема«Верите ли вы?», Оправдались ли ваши ожидания? Кто дал утвердительный ответ, покажите смайлик с улыбкой, кто сомневается смайлик без улыбки, у кого отрицательный ответ- грустный смайлик.

3. Заключение Спасибо всем за плодотворную работу. Мне было приятно с вами общаться, а  закончить свой мастер-класс мне хочется стихотворением

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Мастер – класс "Формирование УУД через реализацию системно – деятельностного подхода на уроках математики"

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Методологической основой ФГОС НОО является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие ли...

Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Применение  системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...

Мастер класс «Возможности Школы Превосходства как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Современный урок-  это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоени...

Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"

*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...