Главные вкладки

    Статья по теме:
    Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

    Материал для выступления на МО учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gruppovye_formy_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx16.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

    Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

    У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

    При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

    Работу в парах начинаем вводить с первого класса.

    В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

    Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

    Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

    - Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

    Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

    Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

    Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

    Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

    Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

    Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

    Те вопросы,  на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

    При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

    Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

    Работа в группах

    Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

    Дети, работая группами:

    решают, составляют задачи,

    ищут наиболее рациональный способ решения;

    составляют план произведения, инсценируют;

    готовят коллективный пересказ,

    пишут продолжение рассказа;

    разгадывают кроссворды, головоломки.

    Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю  зиму?»

    При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

    Интересный приём «Ручеёк».

    В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

    Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.

    На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

    Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

    Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

    Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в  группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.

    - Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

    Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

    Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

    Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

    Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

    Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

    Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

    Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

    В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

    Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

    В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

    Групповые формы работы на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...

    Доклад на тему «Групповые формы работы на уроках в начальной школе»

    Глобальные изменения в современном обществе требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Полного пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установ...


     

    Комментарии

    Владимирова Елена Борисовна

    Очень полезный и актуальный материал. Спасибо. Буду использовать в работе.