Главные вкладки

    Групповые формы работы на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
    статья на тему

    Палазова Жанна Фёдоровна

     

    Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1_nsportal_20.11.2014.docx15.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповые формы работы на уроках  в начальной школе

    в условиях реализации ФГОС

    Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке.

    Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

    В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?

    При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

    Цели организации совместной учебной работы самих детей:

    1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
    2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.
    3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
    4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов.

    Ролевые функции для обучающихся начальных классов:

    1)      Писарь – записывает решение;

    2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

    3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

     Подготовка к выполнению группового задания:

    -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    -инструктаж о последовательности работы;

    -раздача дидактического материала по группам.

    Групповая работа:

    -знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    -распределение заданий внутри группы;

    -индивидуальное выполнение задания;

    -обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

    -подведение итогов группового задания.

     Заключительная часть.

    -сообщение о результатах работы в группах;

    -анализ познавательной задачи, рефлексия;

    -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

           Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

    Литература:

    1.  Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36.

    2. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69. 6. О.В.Чиханова.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

    Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

    План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

    Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

    Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

    Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

    Практическая работа по теме: «Классификация современных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

    Практическая работа слушателя курса повышении квалификации на тему: «Классификация современных образовательных технологий вначальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»...

    Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...