Групповая форма работы на уроках в начальной школе
статья по теме

Бикмурзина Ольга Николаевна

    Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_forma_raboty_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Бикмурзина Ольга Николаевна,                                                                      учитель начальных классов

МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

 Аксубаевского муниципального района

Республики Татарстан

«Групповая форма работы на уроках в начальных классах»

      На сегодняшний день можно констатировать такие факты, как отсутствия у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с другом.

И здесь стоит  задуматься над вопросом: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?».

     В ходе поиска ответа на данный вопрос можно обратить внимание на то, что привычная форма организации учебного процесса в том виде, в котором она существует сейчас, совершено не учитывает:

  • зон актуального и ближайшего развития каждого ребенка;
  • необходимости формирования у детей параллельно с приобретением знаний коммуникативных способностей;
  • создание в процессе учебы детского коллектива на основе стремления каждого ребенка внести максимальный вклад в общую деятельность;
  • необходимости развития самоорганизации  детей в процессе обучения.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

    Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. При групповой форме работы на уроках используется технология системно – деятельностного подхода. Почему за основу взята именно технология деятельностного подхода? Можно ответить словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Одним словом, то, что сегодня ребенок  умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.

Групповая работа позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создает для него более широкие общественные контакты. Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивает, что «работа в группе  представляет ученику большую свободу по сравнению с фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса». Польский автор отмечает, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствующего успехам каждого ученика.

Групповая форма  обучения в самый раз  предоставляет и детям, и педагогу следующие возможности:

  • Рассмотрение проблемы на уроке, при ведении  новых знаний, с разных сторон;
  • Вовлечение в работу большого количества детей;
  • Повышение заинтересованности детей в решении поставленной задачи;
  • Сотрудничество друг с другом на уроке.

Работа в группах может быть использована на разных этапах работы с учебным материалом, но наиболее эффективна она на этапе введения нового материала и при обобщении и систематизации знаний. Учитель может организовывать в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа.  Желательно, чтобы количество детей в группе было не менее  4 -5 человек, чтобы у каждого ребенка была своя роль и возможность высказать и доказать свое мнение. В групповой работе должны присутствовать два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. Личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Это условие является обязательным: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.

Примечание: если кто – то из детей, по какой – либо причине не желает работать в группе, то он работает индивидуально за отдельной партой.

 Работа в группах очень нравится детям, вызывает интерес к изучаемому материалу, вселяет в ребенка веру в собственные силы.

Чтобы эта работа прошла успешно, и детям, и педагогу нужны прочные знания и фантазия, изобретательность, упорство, труд и, конечно, умение сотрудничать.

Список литературы

1.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

2.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

3.      О.В. Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

4.      И.В.Перепелица, И.И. Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...