Портфолио ученика начальной школы
статья по теме

Горина Татьяна Александровна

Портфолио ученика начальной школы как средство мониторинга качества образования. Статья-отчет о работе в рамках эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchenika_nachalnyh_klassov.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию портфолио младшего школьника.

В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. 

Задачей современной школы является создание оптимальных условий для формирования самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио.

Разработка портфолио позволяет решать такие педагогические задачи как:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  2. поощрять их активность и самостоятельность;
  3. расширять возможности обучения и самообучения;
  4. развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
  5. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
  6. оптимизировать процесс социализации.

В настоящее время применяются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов».

 «Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных образовательных достижений (грамоты за достижения в обучении и дополнительном образовании; благодарственные письма, значки, медали и т.п.)

«Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ школьника, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку можно вложить контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, презентации, результаты психологических обследований и т.д. Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ребенка, направленности его интересов.

 «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные преподавателями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих достижений за определённый отрезок времени. Цель работы над портфолио учениками начальной школы состоит в формировании опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Целью предлагаемого вида портфолио является не только обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, формирование умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельность. Он может выступать и в качестве эффективного  средства контроля над  динамикой развития мотивационной сферы  и качества обученности школьника.

Задачи портфолио:

  1. Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
  2. Развитие рефлексивной культуры младших школьников;
  3. Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать свой опыт;
  4. Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода.

Структура данного портфолио состоит из трех разделов: первый раздел называется «Давайте познакомимся», второй раздел – портфолио документов «Мои достижения», третий – «Портфолио работ» .

Раздел «Давайте познакомимся» включает в себя структурированный рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Данный раздел - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности.

Раздел «Мои достижения» представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Для того чтобы портфолио мог использоваться в качестве средства контроля над качеством обученности,  рекомендуется включить в данный раздел сведения об успеваемости школьника за определенный период. Они могут быть представлены в виде красочных диаграмм, «экранов», «лестниц».

Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения. В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.

Работа над данными разделами поможет положительно повлиять на развитие мотивационной сферы учащихся, формирование оценочной деятельности, а так же станет своеобразным экраном динамики роста качества обученности конкретного ребенка.

К недостаткам метода портфолио можно отнести фрагментарность при организации работы по составлению портфолио. Избежать этого явления можно организовав деятельность школьников следующим образом.

Перед началом работы учащемуся необходимо объяснить, что он является разработчиком интересной формы оценки своих школьных результатов - портфолио младшего школьника. После чего необходимо предложить ребенку отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют его как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.).

На следующем этапе целесообразно познакомить ребенка с требованиями к внешнему виду портфолио и алгоритмом работы над каждым его разделом. Ребенок должен уяснить, что форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио он сможет от руки  и (или) в электронном варианте. Для эффективности можно установить временные рамки, по прошествии которых ребенок должен будет пополнять свой портфолио (например, 1 раз вмесяц). Важно обратить внимание ребенка на то, что чем чаще он будет оформлять записи, свидетельствующие о его результатах, тем полнее будет картина успешности школьника как личности.

Необходимо четко оговорить структуру портфолио, а право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования предоставить ребенку.   Логичнее начать  работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет ребенку в дальнейшем соотнести то, каким он был, с тем уровнем, которого достигнет в дальнейшем, а затем методично собирать все доступные сведения о личностном и образовательном росте учащегося.

Завершающим этапом работы с данным документом должна стать презентация достижений, во время которой ребенок должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что школьник сможет представить себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...