Урок кубановедения "Ремёсла Кубани", 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему

Радионова Галина Фёдоровна

Учащиеся, познакомившись с ремёслами Кубани, смогут самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya_remyosla_kubani_3_klass.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

                   

                 Урок кубановедения

             « Ремёсла Кубани.»

                                                                             Подготовила :

                                                                             учитель нач.классов

                                                                              Радионова Г.Ф.

                                                   

                                                       

                                                 2012 г.    


 Тема : «Ремесла Кубани.»

Цель .

1.Познакомить несколькими видами кубанских ремесел.

2 Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре.

 3. Развивать познавательный интерес.

Оборудование: тетради, пластилин, карточки, Энциклопедия Лабинского района.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока. (слайд 1)

    Сегодня мы с вами познакомимся с ремёслами, которыми занимались наши предки, и попробуем овладеть одним из них.

3.Работа над новым  материалом.

Беседа

   -  Что такое ремесло?

Слово «ремесло» означает профессиональное занятие, изготовление изделия ручным способом.

Люди  всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало  их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения  прекрасного  была кубанская  природа. Она же представляла простейшие материалы – глину , дерево, камень,  лен, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала,  спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.      

 Чтобы узнать о каком ремесле пойдёт речь. Вы должны отгадать загадку  

Если встретишь по дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу( глина)

А в каком ремесле встречается глина? (гончарном)

Запись в тетради –Гончарное ремесло. (слайд 2)

   Гончарный промысел. (сообщение Кириленко  К)                                                                      

 Изготовлением посуды поначалу занимались женщины. Это установлено по отпечаткам пальцев, сохранившимся на обожжённой глине.

 6 тысяч лет назад изобрели гончарный круг. Древнейший гончарный круг вращали рукой. Потом появился более совершенный гончарный круг, имевший внизу тяжёлое маховое колесо, вращаемое ногами. 

 Это резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий.
    Гончарным делом стали заниматься мужчины. В это время и появились ремесленники-гончары.
 Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.                                                                                                  

(Слайд  3)

Керамика – (гончарное искусство) -  изделия из глин и их смесей, закрепленные обжигом. Керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В крае была распространена керамика с влиянием русских традиций (Отрадненский р-н, Мостовской р-н, Лабинский р-н) — преобладание простой глиняной посуды: кувшинов, мисок, макитр, горшков, кубышек

 В названии утвари прослеживается украинское и русское происхождение населения: макитра, капысточка — в Черномории, миска, горшок — в линейных станицах. Сосуды, выполненные в украинской традиции, отличались от русской яркой многоцветной росписью. Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.

 (Слайд 4)

Учитель: В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.

Ребята у нас в Лабинске около 120 скульптур создано Николаем Фёдоровичем Надточиевым. Самые известные «Бог греческий Гермес на башне Магазина по улице Красной, в санатории «Лаба»  - «Казаки –картёжники», и последняя «Ангел – хранитель» в центре города. За заслуги  перед Родиной  Надточиев Николай Фёдорович внесён в Энциклопедию Лабинского района.

(Слайд 5)        Ещё один замечательный и известный  умелец Штанько Анатолий Алексеевич. С детства увлекался лепкой из глины. После школы поступил в Кубанский университет народных прикладных творчеств, проучился 7 лет. Много участвовал и по сей день участвует в фестивалях народно-прикладного творчества во многих городах  России.  

(Слайд 6) Мастера –гончары делают прекрасные игрушки из глины. Мы можем их увидеть  каждую субботу  на  Ярмарке.

      Загадка:    Когда растёт , то дарит тень, а если спилят будет тень.(дерево)

(Запись в тетради.)

 Резьба по дереву.  (сообщение Глуховской Иван )

(Слайд  7-9)

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.  

Учитель: Конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка)

    Где использовались эти вещи?  

Запись в тетради

Вышивка.   (сообщение  Текучёва О) (Слайд 10-11)

Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди славянского населения Кубани. В силу специфики исторического развития Кубани, на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры здесь тесно взаимодействуют с элементами «южнорусской» культуры и отчасти с горской культурой. На их основе и происходило становление  новой региональной этнокультуры Кубани, имеющей свои особенности, в том числе и в народной вышивке. Переселенцы из разных губерний России и Украины принесли с собой свои традиции в украшении одежды и предметов быта. В результате этого на Кубани можно пронаблюдать богатство и разнообразие стилей орнаментов, а также способов изготовления изделий, их взаимодействие и обогащение. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным), счетную гладь .

Кружевоплетение. (Немченко П)

(запись в тетради)

      (слайды 12)  Кружево на Кубани выполнялось в основном крючком для украшения рушников, подзоров ,наволочек. Характерные особенности:

распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие геометрического и растительного орнамента, создаваемого на основе вышивок. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. … К орнаментированным предметам относятся также скатерти – настольники, подзоры, женские и мужские рубахи.

Физминутка

           Учитель:

            Что за мастер всё стучит

           А в печи огонь горит

           Хотя и трудная работа

           Но узор –красивый очень (кузнец)

          Ребята, кто это?

    Запись в тетради.  

Кузнечное  ремесло . (сообщение Косовцева А.)

Художественная ковка.

(Слайд 13)

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX в. образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны, которые пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты.

 (Слайд- 14).

Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки .На Кубани она так и называлась — «ковань». Это  тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX в.-начала XX в. в станицах и городах Кубани.

Учитель:

Отгадайте загадки.

Стоит над водой                           Белые овечки

Трясёт бородой(камыш)             бегают по свечке(верба)

Вырос в поле дом, полон дом зерном (колос)

Где используют эти материалы? (в плетении)    (Запись в тетради.)

Плетение из природного материала  (Радионов Н.)

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле.  Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетенных изделий удивительно : от колыбелей до колясок, от шляп до корзин, от украшений до мебели.

(Слайды 15 -16)

 На Кубани плели корзины в основном из вербы, различавшиеся между собой по форме и утилитарному назначению: бытовые, столбушки, клубничные и др.

Широко использовался в плетении рогоз. Из него плели подставки , хлебницы, обувь, сувениры.

Плетение из соломы. (Слайды 17-18)

  Слайд 11. Использовалась для  плетения солома.                        

  Сложились своеобразные приемы плетения, разнообразные формы изделий. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся большой прочностью, гибкостью от других зерновых культур.                                                                                                                    

 Из плоских соломенных плетенок («полоска», «лента») сшивали мужские шляпы «брыль». Плетением занимались мужчины. Плетение шляп на Кубани распространено повсеместно.

        Плетение из листьев початков кукурузы (слайд 19)

Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использовались мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц, сувениров.

Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошелки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.

4.Закрепление материала.

- Работа по карточкам. Проверка. (Слайд 20)

1-вариант.  

   1. Соединить стрелками материал и ремесло

Глина                              плетение

Солома                            вышивка

Железо                           гончарное

Нитки                         резьба по дереву

Дерево                         кузнечное

Верба                      кружевоплетение

2. Что делают из дерева?


2-вариант.

1. Дописать материал, который используют в данных ремёслах

Плетение-

Вышивка-

Кузнечное ремесло -

кружевоплетение

Гончарное ремесло-

Резьба по дереву-


2. Что делают из глины?

5.Практическая работа.

  - работа с пластилином( Гончарное ремесло)

5.Итог  урока . Выставление оценок.

  -О каких ремёслах вы узнали?

   - Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

«Растения и животные Кубани» - урок в 3 классе с ЭОР

Урок Кубановедения в 3 классе с использование ЭОРЦЕЛЬ: изучение растительного и животного мира родного края.расширение кругозораразвитие творческих способностей, речи учащихсяформирование экологи...

Презентация к уроку кубановедения "Кубань-здравница России" 3 класс

презентация поможет учителю наглядно рассказать о курортных городах Краснодарского края: Сочи, Анапа, Горячий Ключ...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Конспект урока в 4 классе по теме: "ВОВ на Кубани. Вклад кубанцев в дело Победы".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся о ВОВ на Кубани, борьбе её жителей за освобождение от фашистских захватчиков....

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

Открытый урок «Цвети, Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани

«Цвети,Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани...