Конспект урока в 4 классе по теме: "ВОВ на Кубани. Вклад кубанцев в дело Победы".
презентация к уроку (4 класс) по теме

Марченко Ирина Юрьевна

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся о ВОВ на Кубани, борьбе её жителей за освобождение от фашистских захватчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc102.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.26 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

Цель:

  • уточнить и обобщить знания учащихся о героическое участии кубанских жителей в борьбе против фашистов

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цель урока;
  • определять основополагающий вопрос урока;
  • работать в группах, корректируя деятельность согласно цели урока;

Познавательные УУД:

  • работать с текстовой информацией;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться учебником;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы четко.

Личностные результаты изучения темы:

  • умение осознавать и определять свои эмоции;
  • стремиться  к совершенствованию устной речи;
  • любовь к малой родине;
  • интерес к истории ВОВ на Кубани, потребность узнать больше;
  • наличие собственных нравственных приоритетов и уважительное отношение к ветеранам ВОВ;

Оборудование:

  1. Музыкальный ряд:
  • Звуковой файл песни «День Победы»;
  • Звуковой файл песни «Землянка».
  1. Художественный ряд:
  • Плакат «Тот, кто теряет память, рискует повторением пройденного»;
  • «Победа! 70 лет»
  • Портреты пионеров – героев (12)
  1. На столах у учащихся:
  • Фломастеры
  • Файлы с материалами для работы в группах;

Методы:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Формы работы: фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

I.Организованный момент.

- Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня урок кубановедения мы проведем вместе. Зовут меня Ирина Юрьевна. Поприветствуем гостей. Присаживайтесь.

II.Мотивация к изучению темы

- Ребята, скажите, какое важное событие скоро отметит вся наша страна? 

(Ответы детей) ---- (вывесить плакат 70 лет Победы)

- Ребята, а когда же началась война?

Учитель:

     Сейчас у нас весна, ласково греет ясное солнышко, цветут деревья и цветы.

     А 22 июня 1941 года время отбивало последние часы, минуты такой

     вот мирной жизни страны:  

Шло детство, поспевала клубника…

Тот день обещал тишину.

И было нелепо и дико.

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола.

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат подымался, как крик.

И было всем детям не просто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюдце забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

III. Сообщение темы и цели урока.

Нет в России семьи, которую война обошла бы стороной. Не пощадила она и нашу с вами малую родину – Кубань.

Поэтому в эти дни в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

И сегодня мы с вами еще раз перелистаем Книгу памяти событий Великой Отечественной войны на Кубани.

-Ребята, как мы назовем нашу книгу памяти?

Тема нашего урока: 

«Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

- Работать на уроке вы будете в 4 группах и пусть вашим девизом станут слова:

«Никто не знает так много, как все мы вместе».

Думаю, что совместная деятельность – лучший путь к истине и вы сможете сегодня доказать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется именно слово «Великая».

Для этого вы должны быть очень внимательными и из полученной информации делать правильные выводы.

Слайд    Страница 1. «Война

Слайд -  Видеоролик «Хроника ВОВ. Взгляд назад»

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей. Путь к Победе был долог – 1418 дней войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа.

Делаем вывод из того, что вы сейчас увидели и услышали, почему войну можно назвать Великой?

(ответ детей: многочисленная армия вторжения.)

Учитель:

Серьезное место в захватнических планах Гитлера занимала Кубань.

-Ребята, как вы думаете, почему? (предположения уч-ся)

- Узнать подробнее ответ на этот вопрос вам помогут информационные листы. Назовем их листы –помощники. Прочитайте и выполните задание 1.

(отвечают на вопрос, пользуясь листами-помощниками)

Работа с картой:

- Поработаем с картой. Прочитайте задание 2 и выполните его.

(С помощью интерактивной доски проверить работу)

Учитель: 

На захваченной территории фашисты проводили жестокую карательную политику, немцы увозили на запад оставшийся скот и запасы хлеба, даже кубанский чернозем грузили в вагоны и отправляли в Германию.

Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ Кубани вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

-Ребята, о том, как это было мы узнаём из воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а ещё из книг и стихов.

Откроем 2- ю страницу Книги памяти – «Поэты Кубани на фронте»

Слайд    Страница 2. «Поэты Кубани на фронте»

Растоптан сад.

Разрушен дом,

В окне косая тень.

И голубь раненым крылом

Царапает плетень.

Накрыта бомбой тишина

Безоблачного дня.

Затмила солнце пелена

Из дыма и огня.

А мы идём за рядом ряд,

Идём через войну.

И верим: всё вернём назад —

И солнце, и весну!

И будет снова у меня

Свой кров — и дом, и сад.

Моя семья, моя родня

И в жизни склад

И лад.

Это стихи известного кубанского поэта Ивана Вараввы. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Великая Отечественная война перевернула всю жизнь Ивана Вараввы. В 1942 году в 17 лет он уходит добровольцем на фронт.

Слайд 

В 1943 году начались тяжелые бои за освобождение кубанской земли от фашистов. И в этих кровопролитных схватках мужественно и отважно сражался Иван Варавва.

-  Интересные факты о солдате и поэте Иване Варавве вы узнаете из ваших листов –помощников

Ивану Варавве довелось воевать и в нашем районе -  под Хадыженском. С  сентября 1943 года Иван Варавва участвовал в освобождении Новороссийска, а затем Украины и Белоруссии, воевал в Румынии и Польше. Победу Варавва встретил в Берлине.

Даже во время войны он не оставил своего школьного увлечения и продолжал писать стихи - в перерывах между боями. А поскольку у солдата не было бумаги, старшина стал выдавать ему бумажные мишени.

Слайд

Боевые награды И. Вараввы
Орден Отечественной войны II степени (1944)
Орден Красной Звезды
медаль «За отвагу».

Многие стихи Ивана Вараввы стали песнями. Некоторые стихи стали песнями к фильмам. Но больше всего песен на стихи И.Ф. Вараввы посвящено теме воинского подвига.

- А сейчас я хочу рассказать вам о поэте-фронтовике и учителе, он много лет был учителем в школе города Краснодара.

- Кто догадался о ком идет речь? Это Виталий Бакалдин.

Слайд Война застала Виталия в Краснодаре. Было ему 15 лет. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в сердце пятнадцатилетнего подростка. Ему воочию удалось увидеть жертвы фашистской оккупации и освобождение Краснодара.

На постаменте мемориала жертвам фашизма в г. Краснодаре выбита надпись, автор которой Виталий Борисович Бакалдин.

Задание для групп:

Соберите эту надпись из слов, которые лежат у вас в файлах

Ответ:

Слайд         «Помните, люди, помните, имя убийцы – фашизм!».

- К теме войны Виталий Бакалдин будет постоянно возвращаться в своих стихах.

И трепыхало все во мне,
мне грезилась победа,

мальчишка,

 я был рад войне, не понимая деда.

Я выскочил : «Война! Уррра!»

А друг сказал, зевая:

«Какая там война?

 Жара!

Под вечер поиграем!»

«Ребята!

Это не игра!

На нас пошли фашисты!»

И хлопцы грянули «Ура!»

И плач донесся со двора

По-бабьи голосистый..

Запричитала чья-то мать,

Да что с них,

 С этих женщин взять:

У них при каждой вести

Глаза на мокром месте.

Восторг мальчишечьих  сердец,

Мальчишечья отвага…

«Два месяца и им конец!»-

Решила вся ватага.

«Сейчас вот наши саданут,

И мы уже в Берлине!»

Такой мы видели войну в одной кинокартине.

В ушах звенела маршей медь, и друг сказал:

«Эх, братцы,

Вот если бы на фронт суметь

Хоть как-нибудь пробраться!»

Дружку пятнадцать было лет…

Дружка давно на свете нет.

В победном сорок пятом

Он встретил смерть солдатом.

- Ребята, вы, конечно, поняли, что мальчишки хотели проявить отвагу и сначала не понимали, что война несет смерть. Но потом-то, конечно все увидели ужасы войны и всеми силами приближали Победу.

- Кто же помогал взрослым в борьбе с фашистами?

Слайд    Страница 3. «Дети  войны»

- Ребята, на доске вы видите портреты мальчишек и девчонок, которые вошли в историю ВОВ на Кубани, как пионеры –герои. От взрослых вы наверное слышали, что раньше была такая детская организация в школах, вступить в ряды которой было почетно и это право надо было заслужить добрыми делами.

До войны дети, которые смотрят на нас с портретов, были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, бегали, прыгали, разбивали коленки, любили мороженое, охотно ходили на рыбалку. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час и  они показали, каким огромным может быть детское сердце, когда в нем разгорается любовь к Родине, и великая ненависть к врагу.

- Какие имена юных героев вы узнали, когда готовили проекты по этой теме?

Выступления групп

Итак, судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики, пионеры. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети.

- Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество? (ответ детей: отечественная, народная.)

Слайд                                                Релаксация.

 Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке и даже узнаете мысли наших бойцов. /Звучит песня «В землянке»./

- Откройте глаза. Скажите, о чем думали наши солдаты на фронте?

- Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступали кубанские женщины.

Слайд    Страница 4. «Женщины  войны»

Удивительна история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки добровольцы. Этот полк находился в Тамани.  

-Ребята, покажите на карте, где находится Тамань?

Работа по учебнику, с. 109

- Прочитаем текст на стр.109 по цепочке.

Ответы на вопросы по группам:

- Когда лётчицы авиаполка сражались на Кубани?

-Сколько вылетов совершили при освобождении нашего края?

- Как называли фашисты наших девушек?

- Кто был командиром авиаполка?

Обобщение.  Страница 5. «Победа»

После всех тяжёлых испытаний настал долгожданный день освобождения от фашистских захватчиков. 470 тысяч кубанцев погибли, защищая нашу родину.   За годы войны было совершено много подвигов солдатами, мирными жителями. В каждом городе, селе, на хуторе проходили военные боевые действия. За один урок рассказать об этом невозможно.  4 года страшной войны не прошли бесследно.  В каждом городе, хуторе есть памятник воину освободителю. И у всех своя история.

- Какой можно назвать войну 1941-1945 года ? 

(ответ детей: самая разрушительная и кровопролитная. Это была самая разрушительная и кровопролитная война 20 века. )

Итог урока

Закончить наш урок мне хочется словами кубанского поэта В. Подкопаева

Чтение отрывка из стихотворения В. Подкопаева «Никогда это не забудется»

История не вся объята

глазами книг и кинолент…

Войны,  не знавшие ребята,

вглядитесь в этот монумент.

Сын Родины непобедимой,

богатырей былинных брат,

пропахший порохом и  дымом

стоит на площади Солдат.

Солдат. Герой. Освободитель.

К друзьям он добр.

К врагам он строг.

Вот он шагнул из пекла битвы.

Вот он увидел даль дорог.

И всё прошёл в огне жестоком,

Пролил в сраженьях пот и кровь…

Ему за это - дань потомков:

Цветы и вечная любовь!..    

 -Я прошу встать тех, у кого бабушки и дедушки, родные и близкие воевали или трудились в тылу.
-Я прошу встать тех, кто помнит, что 9 мая – это День победы над фашизмом.

- Минутой молчания почтим память тех, кто отдал жизнь за Великую Победу.

Слайд                                          Минута молчания

Рефлексия (на фоне музыки «День Победы»).

Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

(Работа в группах на листах А – 3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы.

Слайд 4

«Никто не знает так много, как все мы вместе» . Девиз урока:

Слайд 5

Страница 1 «ВОЙНА»

Слайд 8

Июль-декабрь 1942 год

Слайд 9

Страница 2 «Поэты и война »

Слайд 10

Семья перед уходом Ивана Вараввы на фронт

Слайд 11

Боевые награды Орден Отечественной войны II степени (1944) Орден Красной Звезды медаль «За отвагу».

Слайд 12

И трепыхало все во мне, мне грезилась победа, мальчишка, я был рад войне, не понимая деда. Виталий Бакалдин

Слайд 13

Мемориальный комплекс жертвам фашизма в Краснодаре «Помните, люди, помните, имя убийцы – фашизм!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страница 3 «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Слайд 4

Страница 4 «ЖЕНЩИНЫ ВОЙНЫ »

Слайд 6

Страница 6 «ПОБЕДА»

Слайд 8

Знамя Победы над Рейхстагом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;развивать стремление быть терпимым в обществе людей;воспитывать ...

Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"

Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла  с  материалами, которые ему подходят.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"783407...

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани».

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани»....

Конспект урока по технологии. Тема: "Издательское дело. Изготовление книги". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с технологией создания книги; изготовление книги.Планируемые результатыПредметные:знать-понятия «книжный блок», «тетради», &la...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечеств...

Конспект урока по технологии. Тема: «Изготовление открытки ко Дню Победы» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание поздравительной открытки к 9 мая, применение технических приемов сгибания, складывания, вырезания.Планируемые результатыПредметные:знать- технологию изготовления из...