Мастер-класс "Мой дом, моя семья"
методическая разработка по теме

Поняева Юлия Владимировна

Разработка  мастер-класса по теме "Мой дом. моя семья".Расчитана на   детей 1 класса  для внеурочного занятия "Край, в котором я живу", но переделана немного на педагогов, для педконференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx621.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Омутская СОШ»

Тема работы:

Мастер-класс для педагогов «Мой дом, моя семья».

Автор  работы: Поняева Юлия Владимировна- учитель начальных классов

с .Омутское  2012 год.

1.Введение

Детство-  незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и весёлыми гномами, тёплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, ответственности и долге.  Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует  чувство психологической защищённости.

Цели моей работы:

  1. Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия;
  2. Формирование  представления о семье, как о людях, занимающих важную роль в жизни каждого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «семья»,  выявить её особенности.

     2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

      3.Воспитывать уважение к членам своей семьи,  эстетический вкус.

Оборудование: мультимедиа с изображением семьи, семейного дерева, репродукция Иконы Владимирской Божьей Матери, заготовки  семенного древа с изображением членов семьи, лист формата А-4 с изображением дома.

2.Основная часть

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Так как совсем недавно в нашей школе  я вела предмет «Краеведение» в начальных классах и имею достаточно накопленного материала, то   у меня не вызвало затруднений в том , какое выбрать направление  для занятий в первом классе.

 Да и большинство родителей понимающих значимость в наше время знаний

1

 о своих истоках с  радостью поддержали мою идею.

Крупные проекты мы не решились начать в первый год обучения, а создавали мини-проекты почти на каждом занятии. Это и коллективная работа ученик-родитель при создании семейного  древа и мини-сочинения «Моя семья», занимались вязанием старинных вещей, шитьём кукол-оберегов.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств  следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений),

2

тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-

гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Мастер-класс

Сообщение темы занятия.

 У меня есть мама,

   У меня есть папа,

   У меня есть дедушка,

   У меня есть бабушка,

   А у них есть я.

   Это всё моя -  СЕМЬЯ

Сегодня мы поговорим о семье.(слайд с изображением семьи)

Семья- это люди, которые  живут вместе и никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.(дети по фотографиям своей семьи рассказывают)  Кто есть в вашей семье? Сколько человек?

Читаю  легенду « Как появилась дружная семья».  

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.

3

Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо  придерживаться  этих качеств:

  Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.

У каждой семьи есть свой дом, все те, кто живёт в семье называют- членами семьи. Члены семьи живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, обустраивают быт, создают уют в доме.

 (раздаю заготовки семейного дерева и лист с изображением дома)


4

  

Всех возможных членов семьи я разместила на семейном дереве. Некоторые вам герои уже известны. Из какого они мультфильма? Давай поразмышляем, могли бы у дяди  Фёдора быть бабушка с дедушкой, а также сестрёнка?.  Где размещают фото своих родных?(фотоальбомы).А ещё их размещают на семейном дереве . Что такое семейное дерево? Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Какой орган дерева находится в земле? Корень. Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на

Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку  нужно знать корни своей семьи.

Наш дом  пока пуст. Кого в нём не хватает? (дружной семьи) Открепим  выдуманных нами членов  семьи с семейного дерева и поселите их в дом.

(Дети выполняют работу под  музыку,  исполнитель неизвестен «Радость моя»)

Демонстрация репродукции иконы Владимирской Божьей Матери.

                        5

Посмотрите внимательно на лик Богоматери. Она печально смотрит на своего ребёнка. Младенец нежно прижимается к матери. Лики матери и ребёнка прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств. Лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас любят и берегут.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках. (С. Островский.)

Не огорчайте своих мам, и остальных ваших родных. Я надеюсь, дети, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими  и добрыми людьми.

3.Заключение

Я  уверена  что, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. 
Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию умений и навыков работать в коллективе; самостоятельно, творчески мыслить, вести диалог, беседу; высказываться в виде рассказа. 
В нашей совместной деятельности происходит обогащение социального

6

опыта детей, закрепляются нормы общения, дети стали более толерантны. Они понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. 

Я считаю , что мой курс под названием «Край , в котором я живу», учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу малой родины; способствует сохранению традиций. 

4.Используемая литература.

Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/

http://www.uchmet.ru          http://kamusic.ru

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...