Рекомендации к проектной деятельности
статья по теме

В данном материале размещены советы детям, родителям, шаблоны отчёта и описания проектов, шаблон паспорта проекта, словарик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_t_sovety_proektnaya_deyatelnost.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

(В помощь детям и их родителям)

Дорогие ребята!

Проект – это особый вид учебной деятельности, позволяющий в интересной и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного.

Вы научитесь ставить перед собой цель, достигать её, искать и находить необходимую информацию, трудиться в коллективе совместно с одноклассниками и взрослыми, реализовывать свои идеи, используя компьютер и другие технические средства.

Вы сможете по собственному замыслу подготовить самые разнообразные проекты, результатами которых могут быть: выставки; книжки-самоделки; стенгазеты; фотоальбомы; презентации; видеофильмы; разнообразные коллекции; разработки творческих мероприятий; викторины, конкурсы, концерты, экскурсии и многое, многое другое.

Наш кружок «Учусь создавать проект» поможет вам планировать и оценивать свои действия, вносит изменения в план работы, привлекать к сотрудничеству ровесников и взрослых, рационально использовать время, отведённое на проект, представлять результаты.

Дорогие ребята, созданные вами проекты могут быть полезны вам, дошкольникам, одноклассникам и учащимся других классов, взрослым людям.

А тетерь познакомьтесь с советами,

 которые помогут вам работать над проектами.

  1. Что я хочу узнать

Проанализирую содержание темы и запишу главный (основополагающий) вопрос, на который я хочу найти ответ.

  1. Мой проект

Выберу проект, придумаю и запишу творческое название проекта.

  1. С кем я буду выполнять проект

Запишу участников проекта, если я буду выполнять проект не один.

  1. Что я хочу узнать ещё

Запишу вопросы (они называются проблемными), которые помогут мне определить направление поиска ответа.

  1. Моё предположение

Подумаю и запишу своё, даже невероятное, предположение к моему проекту – гипотезу.

  1. Моя цель

Запишу, каким будет результат моей проектной деятельности – что смогу разработать, создать, описать или что-то другое.

  1. Наша цель

Запишу, каким будет результат нашей совместной проектной деятельности – что мы все вместе сможем разработать, создать, получить, описать или что-то другое.

  1. Общий план моего проекта

Этап

Что сделать

Дата

1

2

3

4

  1. Кому будет нужен (полезен) мой проект
  2. Моя эмблема и карта проекта

Нарисую в рамочке эмблему своего проекта. Выберу нужные мне острова и проложу на карте стрелочками путь, отражающий общий план выполнения моего проекта.

Таинственные острова

                                         

  1. Мои задачи (планирование действий)

Запишу последовательность действий – шагов для достижения моей цели.

Этап

Что сделать?

Как это сделать?

Что ещё нужно сделать?

1

2

3

4

5

  1. Поиск информации

 Заполню в таблице графы «Знал» и «Хочу знать».

Знал

Хочу знать

Узнал

 Выберу в справке источники информации и запишу, в каком порядке я ими воспользуюсь.

Справка

  1. Подумаю сам; понаблюдаю; прочитаю нужные книги; посмотрю кино-, теле-, или видеофильм; обращусь к компьютеру; спрошу у взрослых или у сверстников; проведу эксперимент; другое.

 Использую эти источники информации по порядку, и всё, что узнаю, кратко впишу в графу «Узнал» моей таблицы.

 Подумаю и запишу, как я буду использовать эти новые знания.

  1. Контроль выполнения проекта

 Сделаю описание (словесно или нарисую модель, схему, таблицу, диаграмму) того, что я уже выполнил по проекту.

 Достиг ли я своей цели?

 Запишу то, что у меня получилось хорошо:

 Запишу то, что у меня не получилось:

  1. Поиск и исправление ошибок в проектной деятельности

 Запишу, в чём я ошибался:

 Какие изменения я внесу в свой план:

 Запишу, что мне надо сделать (какие материальные или информационные объекты ещё надо исследовать):

  1. Кратко подведу итоги

Выполнил ли я то, что задумал?

Какой ответ на главный вопрос я узнал?

В чём подтвердилось моё предположение?

В чём не подтвердилось моё предположение?

Как я искал информацию?

Как я хранил информацию?

Как я передавал информацию?

Что получилось хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко?

Что было выполнить трудно?

Что я узнал и чему научился?

Как я принял участие в общей деятельности?

Получился ли запланированный результат нашей совместной проектной деятельности?

  1. Как оценили мою работу

Представлю свой проект: продукт проекта и семиминутное выступление по проекту (в этом помогут представления ребят в рубрике «Минутки знакомств» в нашей тетради «Учусь создавать проект», готовь выступление по образцу)

Попрошу взрослых и одноклассников оценить мою работу.

Внимание! Ребята, можно завести любую тетрадь или попросить родителей сделать блокнот  из данной памятки (скопировать нужное и оставить место для записей)и распечатать

Желаем успехов!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:

  1. Что такое метод проектов? (очень немного теории)
  2. Каковы этапы выполнения проекта?
  3. Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  1. выбор темы проекта;
  2. выдвижение первоначальных идей;
  3. выбор лучшей идеи;
  4. планирование проектной деятельности;
  5. оценка и самооценка проекта.
  6. презентация проекта.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

  1. помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  2. записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь родителей в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  1. консультируют;
  2. отслеживают выполнение плана;
  3. решают оперативные вопросы;
  4. помогают в предварительной оценке проекта;
  5. участвуют в подготовке презентации;
  6. обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на наш взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 

  1. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  2. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Полезные советы для взрослых

Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, предположение) – это логически обоснованное предположение (рассуждение или догадка) автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении. Гипотеза может быть самой невероятной, главное, чтобы ребёнку было интересно опровергать или подтверждать её. Обычно гипотезы начинаются словами: «Предположим…», «Допустим…», Возможно…», Что, если…». Часто целесообразно формулировать гипотезу, используя логическую связку «Если…, то…».

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать…», «выявить…»,  «исследовать…», «описать…», «обосновать…» и так далее.

В учебной проектной деятельности делается акцент на коммуникативные навыки (навыки общения). Поэтому важно помочь детям в определении общей цели и в прогнозировании результатов совместной проектной деятельности.

Общая цель определяется всеми участниками проекта в ходе обсуждения. Личная цель определяется как  вклад участника в общее дело.

Под задачами понимается выработка определённой последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств её достижения. При определении задач нужно ориентироваться на проблемные вопросы.

Поиск информации. На этом этапе формулируется всё то, что ребёнок знает и хочет узнать по теме своего проекта. Подбираются пути и методы исследования, например, подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь, посмотреть кино- и теле-фильмы по этой теме, обратиться к компьютеру, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент, выполнить математические расчёты и другое. Происходит осознание, структурирование формулирование новых знаний.

Продукт (результат) проектной деятельности. Продуктом проектной деятельности могут являться материальные и информационные (в том числе электронные) объекты: выставки (например, поделок, рисунков); стенгазета (журнал, альманах, статья, публикация); коллекция; карта (атлас, путеводитель); музыкальное произведение; видеофильм; электронная экскурсия; инсценировка; литературное произведение; фотоальбом; книжка-самоделка; оформление кабинета; пополнение фондов классного или школьного музея; модель; макет; чертёж; справочник; игра; серия иллюстраций; сборник; калейдоскоп открытий и так далее.

На этом этапе необходимо помочь ребёнку осуществить контроль и корректировку выполнения проекта, провести самоанализ.

Презентация. Презентация проектов осуществляется в праздничной обстановке, приглашаются гости. Для представления своего проекта ученик может воспользоваться записями в тетради проектов. После презентации дети приклеивают эмблемы своих проектов на общую карту проектов. Оценивание проводится на «волшебных линеечках» по методике Г. А. Цукерман.

Портфолио проекта. В специальную папку складываются все материалы проекта, а также фотографии и видеосъёмка презентации ученика.

Шаблон отчёта по проекту

  1. Автор проекта.
  2. Название проекта.
  3. Краткое содержание (опиши, какие были поставлены цели, какая деятельность была организована, кто был участником).
  4. Общие результаты проекта (в 4-5 предложениях опиши, что удалось сделать по проекту, конкретный результат деятельности).
  5. Значение проекта для общества (опиши в 2-3 предложениях, как проект, по твоему мнению, изменил жизнь в окружающем сообществе, был ли вообще проект важен и нужен людям).
  6. Личные результаты (в2-3 предложениях опиши, какую пользу принёс тебе проект, какие индивидуальные способности удалось развить или раскрыть).
  7. Планы (опиши, если есть необходимость продолжать подобную деятельность – интересно самому или полезно для общества? Если да, то кратко опиши, как это будет сделано).
  8. Опиши, какие проблемы и трудности встречались во время проекта.
  9. Что ты изменил бы в проектной деятельности и почему.
  10.  Другие замечания по проекту и своей личной работе.
  11.  Общественная оценка проекта (попроси 1-2 непосредственных участников или тех, кого проект заинтересовал, в нескольких предложениях дать оценку всего проекта и твоей деятельности конкретно).

Если проект групповой, то полезно заранее распределить роли в группе. Общее описание проекта

  1. Обоснование необходимости проекта.
  1. Почему этот проект необходим?
  2. Какие проблемы он будет решать?
  1. Цели и задачи проекта.
  1. Какие конкретные задачи ставит перед собой проектировщик для решения выбранной проблемы?
  2. Каковы задачи, которые будут решаться для достижения поставленных целей?
  1. Описание проекта.
  1. Каким образом будут достигнуты цели?
  2. Как будут выполняться поставленные задачи?
  3. Кто их будет осуществлять?
  4. Какие ресурсы будут задействованы, какие методы использоваться, кто будет привлечён в качестве социальных партнёров и помощников?
  1. План-график выполнения проекта (временное описание деятельности по проекту).

Сроки

Что будет сделано

Для чего

  1. Ожидаемые результаты.

Шаблон описания проекта

  1. Общее название. Актуальность проекта (в 2-3 предложениях поставь проблему, решить которую поможет проект).
  2. Цель и задачи проекта (в 2-3 предложениях постарайся описать, чего ты хочешь добиться своей деятельностью, что изменить в окружающем мире, как улучшить жизнь в обществе).
  3. Участники проекта (в 2-3 предложениях опиши, для кого и с кем будет организована деятельность, кто будет привлечён для выполнения проекта).
  4. Материалы, необходимые для проекта (опиши, что нужно, чтобы организовать проект, подумай, кто и почему будет эти материалы предоставлять).
  5. Основная деятельность по проекту (опиши максимально подробно, как будет организована деятельность, что, как, где и когда будет проходить или проводиться, кто будет организатором и участником).
  6. Личная зависимость (опиши, что для тебя будет означать участие в проекте, каким образом ты сможешь развить или реализовать свои способности).
  7. Срок (график) реализации проекта.
  8. Дальнейший план (опиши в 2-3 предложениях, возможно ли продолжение проекта, будет ли в нём дальнейшая необходимость каковы пути его продолжения и развития).
  9. Оценка проекта (кто и как будет оценивать значимость проекта).

Распределение ролей в группе

Дорогие ребята!

 Чтобы ваша группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:

  1. генератор идей – тот, кто придумывает
  2. эрудит – тот, кто много знает
  3. критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет

Так же должны быть лидеры и исполнители.

Очень важно ваше сотрудничество и взаимопомощь.

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

Составление  паспорта проекта

Паспорт проекта – это краткое описание проекта.

  1. Название проекта
  2. Цели проекта  
  3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников)
  4. Научный руководитель проекта (специальность, педагогический стаж, звание, учёная степень) – этот пункт тебе поможет написать твой учитель. Попроси его о помощи!   
  5. Консультанты (Ф. И. О. , специальность, звание, учёная степень) – обратись за помощью к родителям или к учителю.
  6. Тип проекта:
  1. исследовательский,
  2. творческий,
  3. игровой,
  4. информационно-поисковый.
  1. По предметно-содержательной области:
  1. культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический).
  2. естественнонаучный (физика, химия, биология, география).
  3. экологический (экология, окружающий мир, биология):
  1. спортивный,
  2. географический,
  3. исторический.
  1. По количеству участников:
  1. личностный,
  2. парный,
  3. групповой.
  1. По времени проведения:
  1. продолжительный,
  2. непродолжительный.
  1.  По характеру контактов:
  1. в рамках класса,
  2. в рамках школы,
  3. в рамках района,
  4. в масштабе города,
  5. в масштабе региона,
  6. в масштабе страны.
  1.  Форма представления проекта (продукт проекта):
  1. постер,
  2. альбом,
  3. видеофильм,
  4. буклет,
  5. реферат (сообщение)
  6. макет
  7. презентация.
  1. Источники информации:
  1. научно-популярные журналы
  2. учебники и учебные пособия
  3. научно-популярные книги,
  4. словари, справочники, энциклопедии
  5. иностранные книги (английский, немецкий, французские языки)

Проектная  деятельность

Словарик

Анкета – опросный лист для внесения каких-нибудь сведений. Сбор сведений путём получения ответов на определённые вопросы.

Анкетёр – тот, кто ведёт сбор информации методом анкетирования.

Анкетировать – собрать какие-нибудь сведения путём проведения анкет

Анкетирование - собранные сведения путём проведения анкет.

Баннер – изображение (возможно, движущееся),являющееся одновременно рекламой.

Вирус -  программа, уничтожающая либо копирующая какие-либо данные компьютера.

Диаграмма – чертёж, показывающий соотношение каких-либо величин.

Дизайн – художественное конструирование предметов быта, интерьеров, изделий.

Дизайнер – специалист по дизайну, художник-конструктор.

Документ – письменное свидетельство о чём – либо.

Документация – обоснование документами, письменными свидетельствами о чём-либо.

Загрузка – заполнить работой, дать работу в нужном количестве.

Загрузка программы в компьютер – хранение программы в памяти компьютера.

Значок – (пиктограмма, иконка) – небольшая картинка, графическая ссылка на программу или файл.

Закрепить – сделать прочным, устойчивым (закрепить успехи, достижения).

Компьютер – электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

Компьютер – электронная машина ля работы с информацией. Компьютер может принимать информацию, хранить информацию, выдавать информацию.

Компьютеризация – широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности.

Компьютерщик – специалист по компьютерной технике; программист.

Клавиатура – система клавишей рояля, пишущей машинки, ноутбука, телеграфа.

Клавиатура в компьютере – это пульт управления. На клавиатуре помимо кнопок с буквами расположены кнопки основных команд. Пользуясь одной клавиатурой можно обойтись без мышки. Но есть множество вещей, которые делать мышкой удобнее и быстрей.

Кнопка - квадрат или прямоугольник с надписью или рисунком. Кнопки есть на панели инструментов, с их помощью программе даются различные команды.

Курсор – (указатель мыши) – стрелочка, которую вы передвигаете по экрану.

Модем – устройство для выхода в интернет.

Мышь – устройство для ввода информации в компьютер.

Ноутбук – небольшой переносной компьютер.

Обработка информации – принятую  информацию компьютер сравнивает с тем, что записано в программе.

Окно – часть рабочего стола (а иногда и рабочий стол целиком), в которой происходит работа с программой.

Оперативная память – память, в которой хранится информация, необходимая компьютеру в данное время (чтобы обеспечить нормальную работу всех запущенных программ).

Памятка – книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай с краткими сведениями о чём-нибудь.

Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность; регистрационный документ предмета оборудования; паспорт проекта.

Принтер – устройство для распечатки файлов.

Провайдер – организация, оказывающая услуги по доступу в Интернет.

Программирование – процесс составления (написания) какой-либо программы.

Процессор – самая главная «деталь» компьютера, предназначенная для выполнения команд того, кто работает с программами. Скорость работы процессора измеряется в мегагерцах или гига- герцах.

Программа  план деятельности, работ. Краткое изложение содержания учебного предмета. Последовательное описание (на формальном языке) процесса обработки информации для решения какой-либо задачи на ЭВМ.

Пробел – незаполненное место в тексте, промежуток (между буквами, словами, строками).

Приём информации – нажатие клавиш или движение мышью.

Проба – испытание, проверка.

Рабочий стол – то, что отображается на экране после загрузки компьютера. На рабочем столе расположены ярлыки основных программ. Внизу рабочего стола находится панель управления с кнопкой «Пуск».

Рефлексия – размышление о своём психологическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Слайд – позитивный фотоснимок на прозрачной плёнке, который можно проецировать на экран; то же, что диапозитив.

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

Сканер – прибор, переводящий изображение с бумаги или с другой плоской поверхности в память компьютера.

Текст – система формализованных заданий, по результатам выполнения которых можно судить об уровне развития определённых качеств испытуемого, а также о его знаниях, умениях, навыках.

Тестировать – провести проверку с помощью теста, тестов (тестирование).

Требование – правило, условие обязательное для выполнения.

Хакер – человек, взламывающий защиту компьютера для получения информации.

Шрифт – типографские литеры определённого размера и рисунка для набора, а также отпечаток их.

Ярлык – значок на рабочем столе компьютера – ссылка на программу, которая облегчает доступ к ней. При удалении ярлыка программа или документ, на который он указывает, сохраняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Рекомендации и памятки по организации проектной деятельности в начальной школе

           Метод проектов прекрасно укладывается в современную  теорию образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности (всё то,...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Рекомендации по проектной деятельности

Встатье раскрывается смысл проетной деятельности, даются рекомендации по структуре проекта, его оформлению...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...

Рекомендации по проектной деятельности.

Сопроводительные рекомендации к рабочим листам по созданию проектов....