Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОЙ СИТУАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    статья по теме

    Чеботарёва Наталья Александровна

    Выступление на педсовете "ФГОС-2".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-БЛАГОПРИЯТНОЙ СИТУАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    С введением новых образовательных стандартов в сетке часов  учебного плана есть внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

      Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

    Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы

    организации внеурочной деятельности учащихся, которые соответствуют

    поставленной  цели - развитию личности ученика.

    Важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Учителю очень важно развить в ребенке его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению. В школе ведущей деятельностью является учебная. Но школа только тогда будет интересна ребенку, когда учитель сохранит для него радости учения во внеурочное время.

    Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

    Работа нашей школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Но во второй половине дня учителю сложнее удержать внимание, заинтересовать ребёнка, сохранить интерес к школе. Поэтому занятия, проводимые во второй половине дня должны быть увлекательными и вызывающими желание  у  ученика быть активным участником.

    В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования внеучебного процесса. 

    Одним из средств сохранения и получения радости, создания эмоционально-благоприятной ситуации во внеурочное время является использование игровых приёмов.

    Использование игр  помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому в учебной деятельности, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
               Сегодня учителя оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Игры, применяемые, многогранны и разнообразны. Но, как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции в том случае, если она обеспечивает:
    1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться;
    2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
             Моя деятельность, как преподавателя направления «Занимательная грамматика», направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям русского языка за счет использования разнообразных игровых приёмов и форм организации занятий. Применение технологии игровой деятельности позволяет мне успешно решать поставленные цель и задачи.

    Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

    Задачи:

    -способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

    -расширить лингвистический кругозор;

    - воспитывать языковое чутьё;

    -повышать общую языковую культуру;

    -развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

    -выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

     В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартные занятия) и т.д. 

           Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала на уроке (тематика занятий внеурочной деятельности  связана с материалом уроков), вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса. Немаловажно также и то, что игра на моих занятиях грамматики способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор (работа с различными видами словарей, работа с кроссвордами, ребусами, чайнвордами, шарадами, анаграмамы).

    Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
           Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему(заучивание алфавита-песенки, лушали исполнение отрывков произведений голосом самого автора). С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.(запоминание пословиц и поговорок с помощью зарисовок) В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте
     разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему.

    Включая игры в учебный процесс, считаю, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

    Часто свои итоговые занятия по определённой теме провожу как игры-путешествия с целью  углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких занятиях активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

    Нравятся детям так же на занятиях по грамматике соревноваться.

    Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы. Эти занятия имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой.

    Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих, заставляет их действовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива. 


    Важно помнить, что игра- не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая помогает ребенку самоутвердиться, самореализоваться».
     Вне игры возможность творчества доступна не всем учащимся начальной школы.

    Часто использую такие формы работы как викторины. Викторина-игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Благодаря им возможно учесть индивидуальную способность и уровень имеющихся знаний школьника.

    Начиная со 2 класса в конце каждого года обучения будут проводится олимпиады как смотр знаний.

    Систематическое включение занимательного материала позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

    При большой насыщенности направлений возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности. На занятиях провожу работу

    по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

    В.П.Сухомлинский

    Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным
    – вот задача первоначального обучения.
    К.Д.Ушинский.

    Без игры нет и не может быть полноценного

    умственного развития. Игра  - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире.

    . Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.

    • По форме использования и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

    1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
    2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре.

    3. Подвижные игры : со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
    4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
    5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.

    • Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания.

    • Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе занятия они могут использоваться.


    Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
    2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
    3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры)


    Игры – упражнения занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки
    Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких
    занятиях активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли.

    Важно при этом научить детей Правилам честного ведения игры:

    1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.
    2. Конечно, обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.
    3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
    4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
    5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

    Организация и проведение викторин

    Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся.

    Правила подготовки викторин

    1. Темы викторин должны быть актуальными.
    2. Вопросы должны быть четкими и понятными учащимся.
    3. Вопросы викторины должны быть рассчитаны на определенный возраст участников.
    4. Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.
    5. Учащиеся должны иметь время на подготовку ответа.
    6. В викторинах должны быть победители.
    7. Тематика викторин должна определяться учащимися.
    8. Викторины могут быть обзорными и тематическими.

    Благодаря им, учитель в состоянии учесть индивидуальную способность и уровень имеющихся знаний школьника. Применение игры в начальной школе является одним из основных средств, которое содержит в себеумения реального познавательного интереса учащихся, активного отношения к деятельности учебного процесса, а также для снижения физических и технических перегрузок школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

        Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. От правильной организации ур...

    «Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».

        Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой ор...

    Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

    Использование игрового местного материала на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности

    Этот материал собран по воспоминаниям бабушек и дедушек, которые рассказали в какие игры они играли много лет назад....

    Презентация "Игровые технологии - инструмент создания на уроке ситуации успеха в начальной и средней школе."

    Презентация  может помочь при подготовке к выступлению на методическом объединннении или педсовете. Содержит определение, основные направления реализации, функции , структуру игровой технологии....

    Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

    Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...