ИКТ-технологии на уроках в начальной школе
статья по теме

Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии). В результате самостоятельной работы у детей возрастает мотивация к изучению школьных предметов.. Положительные эмоции, полученные младшими школьниками при проведении проекта с применением информационных технологий, повышают уверенность в себе, способствуют развитию познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-tehnologiya_3.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

                   Тема: «ИКТ – технологии в современной школе»

Темп развития и совершенствования информационных и коммуникативных технологий связаны со скоростью накопления информационных ресурсов, которые существенно опережают развитие материальной среды. Развитие ИКТ – объективный и необратимый процесс, который проявляется в постоянном обновлении и совершенствовании программных средств работы с информацией. В проекте государственного образовательного стандарта определены такие задачи, как формирование у младших школьников умений находить, передавать, отрабатывать и принимать заданную информацию, используя разный технический инструментарий.

    Несколько лет назад я задалась вопросом, как сделать так, чтобы ребёнок с любым типом восприятия успешно усваивал учебный материал на уроке. Учителя начального звена обучения не понаслышке знают, что одни ученики быстрее запоминают и понимают, если им дать возможность увидеть предмет изучения, дать письменную инструкцию. Таким детям необходимы иллюстрации в учебнике, чтобы понять и запомнить содержание. Другим же учащимся достаточно только раз услышать, чтобы правильно выполнить задание. Они легче усваивают материал, если проговаривают его вслух. Третий тип школьников успешно учится, если опирается на тактильные и кинестетические способности. Такие дети эффективнее обучаются в действии, методом проб и ошибок. Однако есть ученики смешанного и комбинированного типа восприятия. Естественно, что одной только магнитной классной доской здесь не обойтись. Поэтому начала разрабатывать уроки с использованием мультимедийных средств. Результат превзошёл все ожидания: дети с разным типом восприятия учебного материала стали более познавательными, стали более активными на уроке. У одних учащихся появился интерес к изучаемому материалу, для других это была игра, но игра дидактическая. Думаю, что был не маловажным тот факт, что я работаю в технологии деятельностного метода. Это личностно- ориентированная технология, включающая педагогику сотрудничества. Но возникла проблема: как совместить требования и цели учителя с возможностями, желаниями и целями учеников?

    Не все дети готовы работать над проблемным вопросом, тем более найти выход из проблемной ситуации. Но выход есть. ИКТ! Именно с помощью ИКТ как «яркого пятна» на уроке, которое возбуждает любопытство у всех без исключения,, удалось вызвать у моих питомцев желание попытаться найти ответы на проблемные вопросы. Дети ждали мультимедийных уроков, да и на обычных уроках они стали работать с большим интересом, активнее. Безусловно, презентации на уроках оказывают положительное влияние на развитие младших школьников: расширяется кругозор, растет эрудиция, дети получают новые знания, учатся ориентироваться в потоке информации, включаются в собственную деятельность, что способствует развитию их исследовательских умений.

   Для того, чтобы компьютер не стал бесполезной игрушкой в руках младшего школьника, а его использование способствовало бы развитию исследовательских умений необходимо, на мой взгляд , рассмотреть ряд требований к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы сделать работу наиболее эффективной:

1.необходима систематическая организация работы на компьютере;

2.задания, которые дети выполняют на компьютере, должны включать наиболее важные ключевые аспекты- тем и побуждать ученика анализировать явления, проводить аналогии, распределять факты.

3.при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, научности и др.)

4.управление компьютером должно быть довольно простым для детей и не отвлекать их от выполнения заданий.

   На уроках сочетаю применение возможностей компьютера с методом проблемного изложения материала, поисковыми, практическими методами изложения, поскольку эти методы способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, аналогия, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, систематизация.

Медиауроки в моем понимании – это упорядоченный набор интерактивных программ, предназначенный для наглядной демонстрации учебного материала. В качестве основного средства создания мультимедиапроектов я сначала выбрала продукт Macromedia Flach MX. Flach позволяет полностью контролировать процесс создания мультимедийного урока, внедрять  в него любую графику, анимацию, изменять последовательность сцен, а также с помощью несложного программирования  отрабатывать события, создавать нестандартную анимацию. Таким образом, можно создать медиауроки любой сложности и впоследствии его изменять. Но это очень кропотливая работа, требующая больших затрат времени.  Однако самой большой находкой на сегодняшний день для меня стала Smart board. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать написанное. Smart board позволяет «растянуть» страницу и записать всю нужную информацию, а потом быстро перейти на следующую, можно показать сразу 2 страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлекся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска. Индивидуальная работа у доски выполнятся ЧС интересом, т.к. делается видеозапись, которую можно посмотреть и оценить всем классом или показать родителям.

      У современного ребёнка появилось новое увлечение – компьютерные игры. Почему бы нам, педагогам, не использовать этот неугасающий интерес в целях обучения? Урок с использованием компьютерной игры делает этот процесс вдвойне интересным, способствует развитию познавательной мотивации. У ребёнка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны. В дальнейшем он усиливается за счёт интересного содержания игры, возможности достичь поставленных целей, оценить и повысить свой уровень в обучении.

Сегодня разными издательскими компаниями и ассоциациями предлагаются различные обучающие и развивающие игры, которые можно применять на уроках в начальной школе: квесты, сюжетные игры с несколькими эпизодами, режиссерские игры. Особенно широко распространены компьютерные игры по обучению грамоте. Несмотря на то, что адресованы они в первую очередь родителям будущих первоклассников, эти игры вполне можно использовать при должном методическом подходе на уроке.

 

   Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии). В результате самостоятельной работы у детей возрастает мотивация к изучению школьных предметов.. Положительные эмоции, полученные младшими школьниками при проведении проекта с применением информационных технологий, повышают уверенность в себе, способствуют развитию познавательной активности.

     Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, работая с электронными учебниками, на интегрированных уроках (урок словесности и информатики), на факультативных занятиях и при подготовке к тестам. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют мне обеспечивать учебный процесс:

  1. поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  2. обратной связью между преподавателем и обучаемым;
  3. доступам к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  4. доступам к электронным библиотекам;
  5. доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...