Развитие познавательных способностей
учебно-методический материал на тему

Малахова Наталья Николаевна

выступление на методическом объединении учителей начальных классов о развитии познавательных способностей учеников младших классов, об использовании некоторых игр и упражнений по развитию памяти, внимания,восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_sposobnosti.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Недавнее исследование выявило, что мозг российского 15-летнего школьника уже сравнялся по уровню развития с интеллектом его сверстника из США. И это вовсе не комплимент. Американская система среднего образования давно в упадке. Не зря же Штаты постоянно импортируют мозги из других стран. Что же делать нам в России?

   Прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Как приохотить к такому труду, выработать привычку к нему, стремление к преодолению возможных трудностей?                               Без познавательных способностей детей с этим не справиться. Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

   Под влиянием обучения память у детей развивается в двух направлениях:

 - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

 - ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

   В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем. Что механическая память развита у них хорошо, и тем, что школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче запомнить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Да и первое время недостаточно развит самоконтроль.

   Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

   Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей  скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучивать дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала ученик должен знать, зачем он ему нужен.

   Пути осмысливания материала различны.

   Например, для удержания в памяти какого-нибудь текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

   Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картинку следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чём говориться в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связь между ними.

   Чтобы развивать память учащихся, учителя пользуются различными заданиями и упражнениями. Так дети лучше запоминают, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность.

  1. Игра «Слова» направлена на развитие вербальной памяти. Инструкция ребёнку: назови как можно больше слов, относящихся к теме «Школа», «Книга», «Вена» и т.д. На каждую тему отводится до 5 минут.
  2. Слуховую память можно развивать, используя методику 10 слов: после предъявления слов, дети должны повторить не менее 6 из данных слов.
  3.  «Воспроизведение рассказа» также используется для развития памяти. Тексты для этого задания подбираются такие, что представляют возможность последующего обсуждения. Инструкция: вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течение 3 минут запишите основное содержание рассказа.
  4. Для развития логической, или смысловой, памяти можно использовать упражнение «Цепочка слов». Читаем ученикам три слова, объединённыхпо смыслу, при этом обращаем внимание на смысловую связь, существующую между словами: лес – медведь – берлога. Затем читаем строки, по три слова в каждой:

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

пчела – улей – мёд

дуб – желудь – свинья

   Прочитав строки, предлагаем ученику карточку, на которой написаны лишь первые буквы слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать второе и третье слова в строке.

   Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

   Преобладающим видом внимания младшего школьника есть непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильна реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Ученик всё своё внимание направляет на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

   Развитие произвольного внимания у учащихся начальной школы тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

   Ученик 1 класса может сосредоточиться лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятёрку», заслужить похвалу учителя). Воспитание далёкой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом – успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом – получить высокую оценку учителя.

   У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление. Игры и упражнения позволят повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличит объём внимания.

  1. Игра «Найди отличия»: сравни картинки между собой и назови отличия.
  2. Игра «Поём вместе»: ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок – начинаем петь.  Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок – снова поём вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

      У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В период обучения грамоте учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э. Частой ошибкой является зеркальное перевёртывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы ученики не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

   С возрастом дети овладеют техникой восприятия, научатся смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей.

   В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У первоклассника слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Поэтому восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе.

   В 1 классе идёт совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении мы обращаемся к ребёнку. Если задан вопрос: «Что на картинке?», то ребёнок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос: «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.

   В процессе обучения восприятие становится:

а) более анализирующим

б) более дифференцирующим

в) принимает характер организованного наблюдения

г) изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

      Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

   В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...