Педагогические технологии как средства повышения качества обучения.
статья по теме

Турко Татьяна Владимировна

Текст  выступления на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Турко Татьяна Владимировна

2012 – 2013 уч.год

(слайд 1)

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора этой темы является следующее:

1. в условиях существующей классно-урочной системы занятий современные педагогические технологии  наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

2.образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

3.педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии:  личностно-ориентированного подхода;

4.они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности;

5.обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

6.отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

 (слайд2)  В  исследованиях российских и зарубежных авторов можно встретить десятки вариантов раскрытия понятия «педагогическая технология». Для упрощения понимания их подходов к определению сущности этой педагогической категории можно прибегнуть к помощи классификации. Но классификации не самих педагогических технологий, а их определений.

Так, например, все определения можно разделить по авторству на зарубежные и российские.

Зарубежные подходы к определению данного понятия можно, в свою очередь, поделить на узкие (связанные с использованием в педагогическом процессе различного оборудования) и широкие (основанные на комплексном использовании технического и человеческого ресурсов).

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые способствуют развитию школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая  технология». 

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

 (слайд 3)   

Методическая система отвечает на вопросы :

Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО?

(слайд 4)    

1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

2.отбор и структура содержания (что);

3.оптимальная организация учебного процесса (как);

4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Признаки педагогической технологии:

1. цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);

2. наличие диагностических средств;

3. закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

4. система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

5. средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.

В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях

(слайд 5)    

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

2.экономичность резерва учебного времени,

3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

 (слайд 6)

Педагогические технологии ориентированы:

1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,

2.интенсификацию коммуникативной среды,

3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

4.охрану здоровья учащихся

(слайд 7)    

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

Селевко Герман Константинович  - (1932-2008) Заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий, автор школы саморазвития личности.

В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывал технологический подход в образовании. Им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся.

(слайд 8)        

К традиционным технологиям относятся различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии,  построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог дает  информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

 (слайд 9)      

Мы чаще всего в практике применяем традиционно объяснительно-иллюстративные технологии, которые  предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, а сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ, сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

 (слайд 10)          

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  1. Методы активного обучения(МАО) -совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Пояснение: методы   обучения,   при   которых   деятельность   обучаемого   носит   продуктивный, творческий, поисковый характер

                 методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или
иной проблемы (Василий Мижериков В.А.).

(слайд 11)          

Технология проблемного обучения Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися  проблемные задачи, побуждая искать пути  и  средства   их   решения.

В   результате   последовательного   и   целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают    знания,    развивая    при    этом    познавательную    активность    и    творческую самостоятельность.

(слайд 12)        

Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Идея обучения в сотрудничестве:

учиться  вместе, а не просто что-то вместе выполнять.

учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:

формирование   групп   происходит   до   начала   занятий   учителем,   с   учетом психологической совместности;

группа   получает   одно   задание,   но   при   его   выполнении   предусматривается распределение ролей между участниками;

оценивается работа не одного ученика, а всей  группы;

учитель сам выбирает ученика, который отчитывается за задание.

(слайд 13)      

Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:

конечным результатам;

материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности;

приложенным усилиям.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.)

второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты)

третий   - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения);

четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы).

Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.

 Слайд 14)        

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы. Такие методы контролирования обученности школьников в настоящее время используют большинство образовательных учреждений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Педагогический контроль в российской системе образования тесно связан с процедурой тестирования знаний, так как оно, выполняя оценочные, квалиметрические, диагностические функции, является наиболее эффективным инструментом контроля. Действенной единицей измерения при проведении контроля является тест, так как с его помощью можно валидно и надежно оценить знания учащихся, кроме того – это объективное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тестирование знаний рассматривается в качестве приоритетного объекта исследования многими отечественными и зарубежными учеными и коллективами.

Среди наиболее признанных авторитетов в этой предметной области следует назвать В.С. Аванесова, К. Ингекамп, А.Н. Майорова, А.Г. Шмелева, В.А. Хлебникова.

Итак, на современном этапе педагогический контроль обученности старшеклассников проводится в виде тестирования. Тест - в общенаучном смысле это краткое стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного свойства или качества.

Таким образом, педагогический контроль обученности не только является средством получения достоверной информации о состоянии и качестве организации учебного процесса, но и рассматривается как важный элемент общероссийской системы оценки качества образования.

(слайд 15)          

Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

(слайд 16)      

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.

(слайд 17)      

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Какую бы педтехнологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она   через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

(слайд 18)      

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

( слайд 19)      

 Отсюда – мои «пусть пожелания»:

1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.

9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования

Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой  результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых ...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования...