Методические рекомендации учителям по технологии здоровьесбережения
статья по теме

Проведение урока с позиции технологии здоровьесбережения - методические рекомендации учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сахно О.А.

Проведение урока с позиции технологии здоровьесбережения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»)

При проведении урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты : 

  1. Гигиенические условия в классе (кабинете);
  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  4. Число использованных учителем видов преподавания;
  5. Чередование видов преподавания;
  6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  7. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
  8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  9. Физкультминутки и физкультпаузы;
  10. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  12. Благоприятный психологический климат на уроке;
  13. Преобладающее выражение лица учителя;
  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  15. Темп и особенности окончания урока;
  16. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Гигиенические условия в классе (кабинете):

  1. чистота,
  1.  температура и свежесть воздуха,
  1. рациональность освещения класса и доски,
  1. наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

     Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

 

Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

Нормой считается 4-7 видов за урок.

  1.  Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.( опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. )

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

  1. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания:

  1. словесный,
  1. наглядный,
  1. аудиовизуальный,
  1. самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

  1. методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  2. активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
  3. методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

    взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

  1. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока согласно санитарным нормам составляет:
  2. - начальная школа 10-15 мин.
  3. -средняя ступень 20-25 мин.
  4. -старшая ступень 30 мин.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

  1. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
  2. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы

  1. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  2. Подразделяются на двигательные, дыхательные, офтальмотренажёры и т.д.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

  1. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

  1. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
  2. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  1. учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
  1. учитель мог прокомментировать задание на дом,
  1. попрощаться со школьниками.

Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  1. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
  1. Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Здоровье – не всё,  но всё без здоровья – ничто. (Сократ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проведение урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Выполнила: Сахно О.А. учитель начальных классов МОУ СОШ № 9 г.Лабинска

Слайд 2

При проведении урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты : Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число использованных учителем видов преподавания; Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Слайд 3

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 4

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д .

Слайд 5

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Слайд 6

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

Слайд 7

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Слайд 8

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов Время непрерывной работы на компьютере в течение урока согласно санитарным нормам составляет: - начальная школа 10-15 мин. -средняя ступень 20-25 мин. -старшая ступень 30 мин.

Слайд 9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Слайд 10

Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Подразделяются на двигательные, дыхательные, офтальмотренажёры и т.д.

Слайд 11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Слайд 12

Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Слайд 13

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Слайд 14

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Слайд 15

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Слайд 16

Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока . Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Слайд 17

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие методические рекомендации учителю для написания рабочей программы по предмету.

Краткие методические рекомендации учителю для написания рабочей программы по предмету....

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью

В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....

РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.

Требования к уроку в специально (коррекционной ) школе Vlll вида...

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю...