Концептуальные основы учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал по теме

Дьяченко Елена Юрьевна

В работе дано описание особенностей программы "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_pnsh.docx23.06 КБ
Файл umk_pnshfragment_uroka_matematiki.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Дьяченко Е.Ю.

учитель начальных классов

Предпосылки  создания УМК:

  1. научные идеи развивающего обучения   Л.В. Занкова и Д.Б. Давыдова;
  2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  3. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено»;
  4. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ 2004)

Основные задачи начального общего образования:

  1. развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  2.  воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
  3. Основная идея УМК:

Основная идея УМК:

Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

При отборе и изложении учебного материала учитывались следующие положения:  

  1. возраст школьника;
  2.  разный уровень его развития;
  3.  топографическая принадлежность школьника ;
  4.  разный уровень владения русским языком;
  5.  разная наполняемость класса.

Основные принципы построения УМК

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка.

Непрерывное развитие включает: 

  1. работу с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, интернет);
  2. работу в сотрудничестве (в малой, большой учебной группе)

- и в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности);

- самостоятельную работу.

Общее развитие включает:

  1. формирование сенсорных эталонов (различение цветов, размеров тел, форм геометрических фигур, ориентация на плоскости, в пространстве и во времени);
  2.  деятельность наблюдения

(анализ и синтез, осмысление и истолкование увиденного);

  1.  эмоциональное и нравственное развитие (воспитание способности к сопереживанию, сочувствию, к рефлексии, к творчеству и самовыражению);
  1. эстетическое развитие

(воспитание эстетической способности переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры, воспитание эстетического чувства  и чувства юмора);

  1.  физическое развитие  

(воспитание стремления совершенствовать  возможности своего тела и желания вести здоровый образ жизни).

2. Принцип целостности картины мира.

 - воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его  объектами и явлениями;

- учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

3. Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников.

 - сохранение разноуровнего представления знаний в течение всех лет начального обучения;

- предоставление возможности освоить всё содержание образования на уровне обязательного минимума (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования).

4. Принцип прочности и наглядности

 - принципы традиционной школы;

 - реализуется через рассмотрение частного к пониманию общего и от общего к частному.

- разработана жёсткая система повторения.

5. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка.

 - формирование привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;

 - создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

Типические свойства методической системы:

  1. Комплектность:
  1.  формирование умения работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием);
  2.  формирование умения делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом);
  3. обмен информацией между учебниками;
  4.  демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  5.  выход за пределы учебника в зону словарей;
  6.  наличие внешней интриги,  героями которой  являются Маша и Миша;
  7.  общий метод проектов.
  1. Инструментальность:
  1. включение словарей разного назначения во все учебник;
  2. работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами;
  3.  применение простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра и др.) для решения учебных задач;
  4.  размещение методического аппарата в корпусе учебника.

3. Интерактивность:

  1.  прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру (интернету) или посредством переписки с учёными Академии Наук;
  2. включение школьников в клубную деятельность (клубы «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир»);
  3.  реализация интерактивных проектов.

4. Интеграция:

  1. понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в Перспективную начальную школу! МБОУ лицей №8

Слайд 2

Планета 9

Слайд 3

9

Слайд 6

До новых встреч!

Слайд 7

Концептуальные основы учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа »

Слайд 8

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Слайд 9

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»: Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 10

При отборе и изложении учебного материала учитывались следующие положения: возраст школьника; разный уровень его развития; топографическая принадлежность школьника ; разный уровень владения русским языком.

Слайд 11

Основные принципы построения УМК Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка. Непрерывное развитие включает: работу с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, интернет); работу в сотрудничестве (в малой, большой учебной группе) - и в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); - самостоятельную работу.

Слайд 12

2. Принцип целостности картины мира. - воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями; - учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Слайд 13

3. Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. - сохранение разноуровнего представления знаний в течение всех лет начального обучения; - предоставление возможности освоить всё содержание образования на уровне обязательного минимума (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования).

Слайд 14

4. Принцип прочности и наглядности принципы традиционной школы; реализуется через рассмотрение частного к пониманию общего и от общего к частному.

Слайд 15

5 . Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка. - формирование привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня; создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

Слайд 16

Типические свойства методической системы: Комплектность: - формирование умения работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием); - формирование умения делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом);

Слайд 17

обмен информацией между учебниками; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебника в зону словарей; наличие внешней интриги, героями которой являются Маша и Миша; общий метод проектов.

Слайд 18

2. Инструментальность : включение словарей разного назначения во все учебники; работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами; применение простейших инструментов для решения учебных задач.

Слайд 19

Учебные пособия для средней школы Школьный грамматический словарь ОБРАТНЫЙ словарь русского языка классифицирует слова в алфавитном порядке, но по концу слова: А Б К Я еж их а краб зуб ик дядя слон их а хлеб клюв ик заря Словарь с подробным методическим аппаратом для учителя и с системой заданий для учащихся (2-6 класс). Такое расположение позволяет словам со сходными грамматическими характеристиками оказаться рядом.

Слайд 20

3. Интерактивность: прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру (Интернету ) или посредством переписки с учёными Академии Наук; включение школьников в клубную деятельность (клубы «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир»); реализация интерактивных проектов.

Слайд 21

4. Интеграция: понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических , интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Слайд 22

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»

    Наша школа вот уже шестой год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу....

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа")

Во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. На этом уроке они познакомятся с тем, как для её оформления можно использовать таблицу. Подобная форма краткой записи усло...

Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Программа «Перспективная начальная школа»для 1-4 класса.Основная идея нового учебно-методического комплекта -   оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки ...

Итоговая комплексная работа, по учебно – методическому комплексу: « Перспективная начальная школа», 2 класс

Итоговая комплексная работа к тексту: " Птицы и их клювы"Характеристика заданий итоговой комплексной работы...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...