Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при использовании учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
материал (1 класс) по теме

Выступление на МО учителей города Нижнекамска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при использовании учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

    В этом году я начала работать по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».

   Основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.

      Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при котором обучение идет впереди развития, т. е в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

     То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. То, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

     Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможность его индивидуального продвижения.

    Ребенок в течение 4-х лет живет в состоянии интриги. Интрига дана через героев - брата и сестру. Они являются конкретными детьми, имеющих конкретных родителей и конкретное место проживания. Ребенок растет, развивается вместе с Машей и Мишей. Герой учебника делают ошибки, сомневаются, что снимает у детей дискомфорт, они видят, что ошибки делают не только они.

    Герой представляют несколько точек зрения, с которыми учащиеся могут согласиться, а могут и высказать свое мнение. Формируется понятие: «Одного мнения не бывает, надо уважать чужое мнение».

     Только тот ученик сможет чувствовать себя комфортно, который умеет работать с любым источником информации, в том числе и любым учебником. На уроке ученик учится работать над страничкой «Содержание» или «Оглавление» каждого учебника. Формируется система заданий, обучающая детей листать учебник вперед и назад, возвращаясь к рисунку, а затем к прочитанным строчкам. Например: с. 72 учебника Литературное чтение: Посмотрите еще раз текст небылицы, колыбельных песен и последней прибаутки. Найди на выставке Васнецова иллюстрации к этим произведениям.

    Идет обучение специальным приемам цель, которых формирование умения читать язык условных обозначений.

   Например: «Материал для любознательных», «Трудные задачи», «Материал для повторения», «Вспомни, что ты уже знаешь». Материал, который поможет интересно организовать урок - «А здесь ты просто улыбнись», «Ты знаешь, что происходило давным-давно», «Дополнительный материал», «Запомни слово», «Готовимся к олимпиаде».

     Цель этих пиктограмм обратить внимание на смену видов деятельности, и призвать учащихся к выполнению тех или иных видов деятельности в процессе изучения материала параграфа. Например, «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Будь осторожен», «Повтори пройденное», «Проведи наблюдение», «Напиши мне письмо», «Загляни в картинную галерею» и т.д.

     40% программы 2-го класса по окружающему миру, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха, условия, необходимые для развития растения, выращивание гриба на кусочке хлеба.

     Формирование умения работать со словарями6 толковый словарь, обратный, терминологический, орфографический, энциклопедический и т.д.

      В качестве базовых цветов для маркировки текста используют голубой и желтый.

     С помощью этих полосок организуется чтение по ролям, что немаловажно для 1-2 классов. Этот прием чтения методически оправдан.

     Во-первых, ученики вынуждены следить за читающим вслух. Формируется внутреннее чтение- чтение про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную планку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.

   Ребенок 7 лет может сохранять внимание и продуктивно работать 5-7 минут. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет детям чувствовать себя на уроке свободно и раскованно.

        Например, на уроке одно из заданий может быть таковым, что все дети должны по очереди подойти к доске, а экспериментальное задание выполняется стоя, работа в паре или в группе также позволяет детям двигаться.

      Например, игра в мяч. Дети задают вопрос тому ученику у кого мяч. Игра: «Знают ли дети свой адрес». Встают в круг, и передаю чистый конверт, у кого конверт тот сообщает свой адрес. Или на уроке окружающего мира дети рисуют: «Дом, в котором я живу», рисовать можно и стоя.

     На занятиях создают условия для понимания значимости мнения каждого.

     Дети на уроках:

- наблюдают,

- высказывают свою точку зрения,

- привлекают свой жизненный опыт,

- фантазируют,

- советуются,

- выслушивают чужое мнение,

- соотносят его со своим.

      Изменяется и позиция учителя на уроке.

      Учитель:

- слушает,

- перефразирует,

- напоминает другие мнения,

- уточняет смысл высказывания.

    Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и почувствованном, если обосновывают свою точку зрения, вслушиваются в ответ собеседников, то работа получается интересной и творческой.

    Что и необходимо воспитывать в учащихся для развития в них стремления плодотворно учиться и узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка  к уроку- зачету начинается одновременно с изучением  нов...

«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»

    Наша школа вот уже шестой год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу....

Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...

Концептуальные основы учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"

В работе дано описание особенностей программы "Перспективная начальная школа"...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа")

Во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. На этом уроке они познакомятся с тем, как для её оформления можно использовать таблицу. Подобная форма краткой записи усло...

Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Программа «Перспективная начальная школа»для 1-4 класса.Основная идея нового учебно-методического комплекта -   оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки ...