«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»
статья по теме

Бурындина Людмила Викторовна

      Наша школа вот уже шестой год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Учебно-методический комплект

«Перспективная начальная школа»-  основа реализации ФГОС».

              Бурындина Людмила Викторовна, учитель начальных классов

      Наша школа вот уже шестой год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу. УМК «Перспективная начальная школа», который был создан на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова получил широкое распространение в нашем образовательном учреждении. В 2007 году состоялось знакомство с этой программой. Сегодня будет представлено внеклассное мероприятие с обучающимися 6 класса, первым выпуском по УМК «Перспективная начальная школа».

      Данный комплект – соответствует духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета.

      Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка, который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни,  но   сельской. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

       С учетом того, что в нашей стране большое количество малокомплектных школ, потребовалось максимальное размещение методического аппарата на страницах учебника. Развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и т. д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время не отвлекать учителя, который может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Малокомплектная школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для учащихся 2–4-го классов. В нашем комплекте эту задачу решает единая для всех учебников внешняя интрига. Это позволяет школьникам разных учебных возрастов, сидящим в одном помещении, находиться в одном и том же поле интриги (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-х лет) и заниматься сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач).
      Малочисленная и малокомплектная школа имеет возможность использовать героев учебников для «пополнения класса», поскольку они представляют собой еще несколько точек зрения.
      Именно ориентация на учащихся малокомплектной начальной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся. На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях для самостоятельной работы» на печатной основе.

      Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

      При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие особенности:

- возраст школьника (первоклассник может быть как 6,5 лет, так и7-8);

- разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);

- топографическая принадлежность школьника (это не только городской, но и сельский школьник);

- разный уровень владения языком (не всегда является носителем одного языка или имеет логопедические проблемы);

- учитывалась и разная наполняемость классов.

      «Перспективная начальная школа» включает в себя такие образовательные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, музыкальное образование.

                В учебнике математики А.Л. Чекина нас привлекла четко прослеживающаяся система разнообразных упражнений по развитию произвольности психических процессов («заключи в красную рамку, обведи синим карандашом», пошаговое выполнение заданий и т.д.), ежедневная работа по развитию мелкой моторики («раскрась, обведи, нарисуй»). Знакомство детей с базовыми геометрическими понятиями основано на имеющемся жизненном опыте детей, представлениях о формах предметов. Разнообразный геометрический материал, схемы и рисунки в учебнике, вся система заданий значительно развивают у детей наглядно-образное мышление.

         Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. Но все задания учебника простроены в соответствии с основными принципами программы. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята уже свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.

         Курс по литературному чтению решает многие задачи для всего комплекта: формирование умения отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание»; умение определять содержание текста по его названию. Учебник, хрестоматия и тетрадь для самостоятельных работ связаны структурно кругом идей. Уже четвертый год вместе с детьми путешествуют Маша и Миша - герои всего курса. Это создаёт ощущение непрерывности, последовательности обучения. В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены потрясающего качества художественные репродукции, диски с музыкальными произведениями).

           Детям очень нравится учебник «Наш мир»: красочный, яркий, с большим удовольствием работают в тетрадях. Тексты и задания в учебнике и тетради обращены лично к ученикам и рассчитаны на работу в группах. Все задания рассчитаны на многовариантные ответы. Изучение окружающего мира идет путём сравнения. Наблюдая и сравнивая, дети делают первые самостоятельные выводы. Задания направлены на поисковую деятельность (например, деление растений на группы).

          Ранее считалось обязательным на каждом уроке труда предъявлять детям образец, выполненный учителем. Сейчас, при наличии учебника «Азбука мастерства», этого не нужно. Учебник есть у каждого ребёнка.

            Особо хочется сказать о работе в минигруппах. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят даже когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненную работу, отодвигаются. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.

       В нашей школе единство образовательных, методических подходов и содержания на ступени предшкольное образование – начальная школа достигается за счет приемственности учебно-методических комплектов: «Перспективная начальная школа» и «Предшкола нового поколения».

       Комплект парциальных программ (Парциальная программа – это программа по одному или нескольким направлениям развития ребёнка. Реализация парциальной программы происходит в рамках основной образовательной деятельности ДОУ) «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». Парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

ЦЕЛИ КОМПЛЕКТА

Воспитывать и развивать у каждого ребенка:

  1. положительное отношение к себе и окружающему миру
  2. познавательную и социальную мотивацию;
  3. инициативность;
  4. самостоятельность.

 Задачи комплекта

Формирование и развитие у ребенка

  1. необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
  2. познавательных способностей;
  3. образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  4. умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  5. необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  6. целостных представлений о мире. 

    Учебно-методический комплект включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

-  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);

-  окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);

-  мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки);

-  основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним). 

     Средствами всех пособий комплекта создается единая среда (художественная и коммуникативно-игровая), которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки.

Дети не только следят за событиями волшебной сказки, связывающей все задания, но и сами участвуют в них.

     Методический аппарат УМК «Предшкола нового поколения» вместе с текстом сказки способствует 

формированию:

направленного внимания;

интереса к чтению;

познавательного и коммуникативного мотивов; 

воспитывает

любовь и уважение к родителям;

интерес к изучению окружающей природы;

наблюдательность;

доброжелательное отношение к окружающим;

желание помогать другим; 

обучает

правилам личной гигиены;

приемам самообслуживания;

работе с простейшими инструментами;

приемам проведения опытов и экспериментов; 

укрепляет

чувство уверенности в своих силах;

чувство собственного достоинства. 

      Задания УМК «Предшкола нового поколения» предназначены как для индивидуальной, так и для коллективной и групповой работы с детьми. Все пособия УМК «Предшкола нового поколения» снабжены подробными методическими указаниями для взрослых. Все пособия имеют модульный характер. 

        В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.