Программа по развитию речи.
методическая разработка по теме

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_rechi.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Принята решением педагогического

совета ГБОУ школы №328

Протокол № 1

от «29» августа 2012 года

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №  164-од от 03.09.2012 г.

______________ И.Б.Молчанова

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Подготовка детей к школе»

Возраст детей,

на который рассчитана программа

5,5-6,5 лет

Срок реализации:

7 месяцев

Автор программы:

Евгения Анатольевна Петрова

Место реализации программы:

        

ГБОУ № 328 Невского района

        

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Пояснительная записка

Направленность         программы

Речевое развитие - важнейший показатель готовности ребёнка к школьному обучению. От уровня понимания речи учителя, текста учебника во многом будет зависеть быстрота адаптации ребёнка к новым для него школьным условиям. Становление многих основных школьных умений непосредственным образом связано с качеством звуковой культуры, грамматически правильно построенной речи, ведь ребёнок пишет так, как говорит.

Занятия по развитию речи - это гарантия успешного обучения в школе. Не секрет, какие трудности испытывают большинство детей при общении, как трудно некоторым из них грамотно выражать свои мысли и чувства, как сложно даются в дальнейшем написания изложений и сочинений.

Чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар- дар слова, тем скорее добьёмся желаемых результатов. Одновременно с развитием речи развиваются мышление и воображение ребёнка, а внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Учитывая возраст и уровень речи ребёнка, мы начнём с самого знакомого материала, а затем будем постепенно переходить к более сложным упражнениям.

Данная программа разработана с целью подготовки детей к школе.

ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ :

 -заинтересовать ребёнка словом

ЦЕЛИ:

-продемонстрировать удивительные, поистине безграничные особенности слова

-показать, как можно использовать в речи смысл слова, его грамматические формы, его звуки и буквы.

-развивать зрительную и слуховую наблюдательность,

 -развивать внимание, память, мышление

-увеличивать словарный запас слов - научить правильно связывать слова между собой

-научить грамотно, произносить слова

-научить разбираться в окружающем

-научить составлять рассказы, описывать предметы, пересказывать

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми

-процесс обучения ориентирован на открытие детьми собственного опыта творческой деятельности

- при введении нового знания раскрываются его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Возраст        детей 6-7лет

Сроки        реализации дополнительной образовательной программы – 28 часов

Формы        и режимы занятий определены расписанием.

Занятия проводятся один раз в неделю. (Академический час-30 мин.)

Ожидаемые        результаты

- Овладение        звуковым синтезом слов.

- Развитие        слуховой памяти и слухового внимания.

- Правильное        произношение всех звуков родного языка.

- Совершенствование        произношения слов, особенно сложных по слуховой структуре.

- Уточнение,        обогащение, активизация словаря.

- Восприятие        чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

- Раскрытие        смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

- Пересказ        сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно)

- Составление        по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ю.Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

- Развитие        грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при вложении собственных рассказов и при пересказе текста.

- Воспитание        внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

- Развитие        речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы        подведения итогов реализации программы - это открытые занятия; диагностика, тесты для определения готовности детей к школе.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы.

  1. Формы         занятий: беседы, ролевые игры, викторины, конкурсы.

2)Наглядные        пособия: таблицы, цветовые карточки, геометрические фигуры, 'раздаточный материал.

3)Использование        аудио и видео техники.

4)Альбом        по развитию речи B.C. Володина. Москва «Росмэн» 2006.

5)При        завершении каждой темы в программе запланированы: -конкурсы

-игры по станциям -заочные путешествия

ЛИТЕРАТУРА

Ладыженская.        Т.А., Сорокина Г.И. Детская риторика С.-ИНФО «Баллас». Москва 1994г.

Житникова        JI.M. Учить детей говорить. Пособие для воспитателя. «Просвещение». Москва. 1995г.

Раиса        Залмаева. Сам себе логопед. Пособие для родителей. Петербург. Изд. 21 век. 1995г.

Минскин        Е.М. От игры к знаниям. Пособие для учителей. Москва. «Просвещение» 1982г.

Сомкова        О.Н. Путешествие по стране правильной речи. С.-П. «Детство- пресс» 2002г.

Лопухина        И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум» Москва. 1995г.

Пвайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1988г.

Шильникова Н.В. Игры для развития речи детей 5-6лет. г. Витебск «Педагог» 2002г.


Тема и основное содержание занятий

Количество занятий

Форма работа

Давайтепознакомимся(Выявление уровня подготовленности у детей)

1

Тестирование

Путешествие в страну геометрических фигур(Геометрические фигуры. Формы и цвет)

1

Конкурс

Моя любимая игрушка.

1

Игра- театр

Во саду ли, в огороде(Фрукты, овощи)

1

Игра-путешествие

День и ночь-сутки прочь (Ориентация во времени)

1

Беседа

Братья наши меньшие(Домашние животные и их детёныши)

1

Беседа- диалог

Все профессии нужны, все профессии важны

1

Ролевая игра

Четвёртый лишний

1

Работа в группах

Внимание, транспорт! Помни правила движения(Наземный, водный, воздушный транспорт)

1

Беседа

В декабре-за подснежниками (Времена года)

1

Инсценировка сказки

К нам прилетели снегири(Дикие, зимующие перелётные птицы)

1

Беседа- диалог

Каждому предмету своё

место(Школьные

принадлежности)

1

Игра

Ласковым словом и камень растопишь(Образование уменьшительно-ласкательных форм слов)

1

Беседа

Кто как голос

подаёт?(Домашние птицы и их детёныши)

1

Игра

Скажи какой(Учимся выделять и называть признаки предмета)

1

Беседа- диалог

игра в прятки(упражнения в понимании и употреблении предлогов в, на, за, под, около)

1

Игра

Слова приятели(Упражнение на синонимы)

1

Игра-соревнование

Высокий-низкий (Слова, противоположные по смыслу)

1

Работа парами

Один и много(Изменение слов по числам)

1

Игра по станциям

Кто это? Что это?(Учимся отличать живое от неживого)

1

Работа в группах

Что напутал Буратино?( Упражнения в замене существительных местоимениями)

1

Заочное путешествие

Кто заблудился?(Образование однокоренных слов)

1

Работа в группах

Быстро-медленно(Дать детям представление о темпе речи) Громко-шёпотом(Познакомить с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации)

1

Беседа

Игра

Играем со словом(Обучение звуковому облику слов)

Кто в домике живёт? (Анализ звукового состава слова)

1

Игра

Знакомые незнакомцы(Слова сложного звукового состава)

1

Игра

Любимый мир

сказок(Составление сказок по серии картинок)

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

1

Заочное

путешествие

Работа в группах

«Шило в мешке не утаишь» (Знакомство с пословицами)

1

Коллективная

работа

Это правда или нет?(Учимся находить неточности в стихотворном тексте) Обобщающее занятие

1

Конкурс-

соревнование

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Авторская программа "Художественное слово" (образовательная программа по развитию речи)

В программе отражены цели и задачи работы по развитию речи младших школьников, методы организации образовательного процесса, учебно-тематический ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.

Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь»  взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...