Организация внеурочной деятельности у первоклассников - опыт первого года работы по стандарту.
статья по теме

Загоскина Лариса Дмитриевна

Московские областные чтения им. И.И. Брагинского. г. Черноголовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vd_u_pervoklassnikov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Организация внеурочной деятельности у первоклассников.

                                         МОУ СОШ «Веста»

               Загоскина Лариса Дмитриевна учитель начальных классов

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности у первоклассников. По каким программам работать, как распределить предлагаемые Учебным планом часы, в какое время и кто это должен делать? Готовых ответов нет, т. к. каждое образовательное учреждение уникально по кадровому составу, инфраструктуре, фонду оплаты труда.

В  2011 учебном году школы города перешли на обучение по новым ФГОС и начали реализовывать программу ВД. Поэтому на сегодняшний день вопрос о её организации  в школах является весьма актуальным.

 

Ещё раз давайте выясним, что же следует понимать под ВД?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение учеником  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

·       обеспечивает  благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·       оптимизирует  учебную нагрузку обучающихся;

·       улучшает  условия для развития ребенка;

  Заинтересованность школы в реализации программы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов –  удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

  ФГОС  предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

1. модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);

2. модель «школы полного дня»( реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.)

3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

4. инновационно-образовательная модель.( опирается на деятельность инновационной (экспериментальной) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня.

Каждая школа ,учитывая свои кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы  разрабатывает свою модель  ВД.

Наша школа остановилась на выборе оптимизационной модели организации ВД.

На наш взгляд, такая модель позволяет реализовать  ВД с учетом минимального финансирования и максимального развития способностей детей.

В её реализации принимают участие все  педагоги 1 ступени образования :учителя начальной школы, преподаватель  музыки, физкультуры, изобразительного искусства.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации досуга уч-ся
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с  его интересами и склонностями.

Ориентирами  в организации внеурочной деятельности в  первом классе нашей школы стали:

  • запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВД,  позволяют реализовать учебный план 1 класса в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.

 Важно правильно организовать режим в школе, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность первоклассников как в урочное, так и во внеурочное время.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до 15.00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, прогулок и отдыха, работы ВД. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

•        организация горячего питания;

•        обязательное пребывание учащихся на воздухе;

•        активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

 Таким образом, первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала обедают, отдыхают на свежем воздухе,  а затем посещают кружки.

Внеурочная работа реализуется именно через кружки, которые посещают  учащиеся класса.

Почему выбор пал именно на такую форму организации ВД как кружок?

Во-первых это оптимальная форма для младших школьников, которая строится на добровольной основе.

Во-вторых кружок имеет особенность в форме выражения итога.Чаще всего  результат работы кружка воплощается в конкретных, внешне эффектных показательных выступлениях, выставках ,спектаклях, концертах. А это очень интересно и детям , и педагогам, и родителям.

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

           1.Спортивно – оздоровительное;

           2.Духовно-нравственное;

           3 Общекультурное направление представлено двумя блоками:

           - художественно –эстетический блок;

           - декоративно-прикладной;

           4.Научно-познавательное;

На каждое направление отведено 2 часа в неделю.

1.Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Азбука здоровья»

   Руководитель - преподаватель физкультуры Немцева Людмила Николаевна.

 Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей,  получение знаний о том, как помочь себе быть здоровым.. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только  физическое, но и общее развитие.

2. Духовно-нравственное направление представлено кружком «Агентство добрых дел»

   Руководитель – учитель начальных классов Денисова Наталья Анатольевна.

Особенностью этого направления является развитие духовной нравственности школьников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.

Вся воспитательная работа в кружке «Агентство добрых дел» направлена на формирование духовных, нравственных качеств личности.

3.Художественно-эстетическое направление представлено кружком «Детский музыкальный театр»

Целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работает преподаватель музыки Загоскина Лариса Дмитриевна. Дети участвуют в театральных постановках, конкурсах, приобщаются к миру музыкального искусства.

4.Декоративно-прикладное направление представлено кружком «Волшебная шкатулка»

  Руководитель – преподаватель изобразительного искусства Титова Ольга Вячеславовна.

 

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  повышение эффективности их обучения в средней школе.

В результате реализации данной программы у детей развивается способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Занятия по этому направлению  развивают пространственное мышление, помогают развитию чертежных навыков,  развивают художественный вкус и творческие способности детей, активизируя их воображение и фантазию.

5. Научно-познавательное направление представлено кружком «Логика»

   Руководитель Яковлева Инна Игоревна.

Данный кружок ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.

Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и др.

Следует отметить, что  внеурочная деятельность в школе тесно связана с социальной средой и поддерживается следующими связями:

  1. Городская муниципальная библиотека.
  2. Баварский дом
  3. Детский сад «Сказка»

Конечно, мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе  комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

 Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...

Опыт работы по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей начальных классов школы №436 по орагнизации внеурочной деятельности в рамках внежрения ФГОС путем создания Клуба "Лучики здоровья" для обучающихся начальной ш...

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

Опыт организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления Декор

Описание опыта организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления "Декор"...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Организация внеурочной деятельности в 1 классе (из опыта работы).

В материалах представлен опыт организации внеурочной деятельности в 1 классе в деятельностном режиме через творческое развитие обучающихся....