Апробация в курсе "Технология" модуля "Информатика".
статья на тему

Алексеева Ирина Николаевна

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе даёт возможность активизировть познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Апробация в курсе «Технология» модуля   «Информатика».

     В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

     Одним из важнейших аспектов модернизации школы является информатизация начального образования. В качестве одной из конкретных задач информатизации начальной школы рассматривается задача формирования представлений у младших школьников о возможностях современных компьютерных технологий и умений взаимодействовать с простейшими информационными технологиями.

     Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать свои знания в жизни.

     Раннее изучение информатики сейчас является не привилегией, а необходимостью. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры.

     Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

     Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

     Исследования в области использования информационных образовательных технологий в профессиональное образование, ведутся достаточно давно. За это время в учебных заведениях США, Франции, Японии, России и ряда других стран было разработано множество компьютерных систем учебного назначения. Однако, сфера применения таких систем гораздо шире. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают необходимым делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в образовательных учреждениях и ведут собственные разработки в данной области.

     Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

     Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие:

  • Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы.
  • Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
  • Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
  • Распределенные базы данных по отраслям знаний.
  • Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
  • Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

     Основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании охватывают следующие наиболее существенные области.

     Компьютерная техника и информатика как объекты изучения. Это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время изначально появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.

     В основе организации обучения информационным технологиям младших школьников  может лежать один из двух методических подходов.

Подход 1. В качестве главной целевой установки рассматривается овладение младшими школьниками элементарными приемами взаимодействия с конкретными компьютерными программами (графическими редакторами и конструкторами, текстовыми редакторами, определенным набором прикладных программ)

Подход 2. Обучение информационным технологиям может рассматриваться в соответствии с основными целями модернизации начальной школы, реализация которых, в частности, предполагает, что обучение в рамках предметного курса строится на новом качественном уровне, с учетом трех важных дидактических аспектов организации образовательного процесса:

  1. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка и формирование его индивидуального опыта в учении, общении, творческой и социальной активности.
  2. Органичное сочетание индивидуализации обучения с решением педагогической задачи построения учебных сообществ – групп детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания.
  3.  Широкая предметная интеграция, построение учебного процесса вокруг комплексных тем.

     Идея реализации именно такого подхода была положена в основу разработки учебных материалов к курсу «Информационные технологии» для начальной школы.

Учебный модуль курса «Технологии»

Практика работы на компьютере

  Программа учебного модуля разработана на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по информатике и информационным технологиям в начальной школе Государственного стандарта основного общего образования[1].

     Основной целью обучения в рамках модуля является формирование первоначальных  знаний и умений, которые позволят ребенку использовать компьютерные средства при обучении другим предметам, для самостоятельной работы с компьютерными средствами дома.

                      Основные формируемые практические умения.

     Правильно организовать самостоятельную работу за компьютером: включить компьютер, соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером, завершить работу на компьютере.

Работать с программными продуктами, записанными на электронных дисках, для обеспечения возможности самостоятельного использования учащимися программно-педагогических средств.

Осознанно работать с компьютерной программой: выделять элементы управления, осуществлять навигацию по программе.

Владеть приемами работы с компьютерной мышью.

Работать с тренажером.

Соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Создавать, редактировать, выводить на принтер изображения, созданные с помощью инструментальной компьютерной программы.

                      К окончанию 3 –его класса учащиеся должны знать:

  • правила организации труда при работе за компьютером;
  • основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон)
  •    дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

К окончанию 3 –его класса учащиеся должны иметь представление:

  • о назначении основных функциональных устройств компьютера,
  • о назначении периферийных компьютерных устройств,
  • об устройствах внешней памяти.

Уже в начальной школе ребенок должен уметь работать с различными видами информации, учиться решать задачи в области информационных технологий, проявлять свои интеллектуальные и творческие способности с помощью компьютера.


[1] «Вестник образования» №12. 2004. стр. 63 − 64.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"

Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК....

Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"

В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа".  С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса....

Статья "Поиск и апробация новых форм, методов, средств обучения"

В статье описан мой опыт работы по "личностно-ориентированной технологии"Проектирование учебного диалога....

Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»

Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...