Организация личностно-ориентированного урока
учебно-методический материал по теме

Изложение сущности опыта и состояния работы по данной проблеме на основе личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_urok.rar297.05 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное  специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)  школа-интернат VIII вида №11»

Тема: «Организация личностно-ориентированного урока

в  коррекционной школе VIII вида»

изложение сущности опыта и состояния работы по данной проблеме на основе личного опыта

учитель начальных классов: Шишканова Снежана Егоровна

п.Ванино

2013 год

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы  создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Поэтому, набрав первый класс в 2010 году, пришлось  всерьез  задуматься  над  формами и методами проведения урока. Я твердо решила, что   мой  урок должен быть современным.  А что же такое современный урок?  Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности ученика. Считаю, что как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный  – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения.

Прежде всего, современный урок    должен быть  личностно-ориентированным.  На мой  взгляд,  сущность личностно – ориентированного урока состоит  в  постоянном  обращении  к  субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное  - признание индивидуальных особенностей каждого ученика. В своей работе руководствуюсь  следующей моделью личностно – ориентированного урока:  (Слайд 5)

        

Изучив программу  В.В.Воронковой,   выделила главные  отличительные принципы,  которыми  необходимо руководствоваться  в своей работе.  

Система демонстрационного обучения (Слайд 6)

Основные дидактические принципы

  1. Принцип развивающего обучения
  2. Принцип воспитывающего обучения
  3. Принцип систематичности и системности
  4. Принцип научности
  5. Принцип доступности
  6. Принцип наглядности в обучении.
  7. Принципы индивидуальности
  8. Принцип дифференцированного подхода

Система деятельностного обучения

Основные дидактические принципы

  1. Принцип деятельности
  2. Принцип непрерывности
  3. Принцип психологической комфортности
  4. Принцип вариативности
  5. Принцип творчества
  6. Принцип целостного

             представления о мире

Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося).

1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития ребенка с ОВЗ специальная школа создает следующие условия:

♦ обеспечивает длительный пропедевтический период, то есть подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;
♦ трудовое обучение и воспитание — предметная ручная деятельность более доступна для понимания умственно отсталого ребенка, а следовательно, она позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных понятий, знаний.
2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера. К этому принципу относятся следующие направления обучения:

формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;
♦ воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка — упорства, трудолюбия, дисциплинированности;
♦ коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями и
 интересами, то есть обучение является личностно ориентированным. Данная направленность необходима в работе с детьми с ОВЗ, которые, как уже было сказано, еще более нуждаются в индивидуальном подходе, нежели нормальные дети;
♦ каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, то есть не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.
3. Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, нежели в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.
4. Принцип научности в обучении. Научное познание — это переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с ОВЗ минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.
5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей с ОВЗ. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала — к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий. А по причине умственных дефектов этот процесс у детей затруднен.
6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.
7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. В коррекционной школе, особенно на ранних ступенях, активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога. В старших классах сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.
8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти учащихся с ОВЗ. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме.

  1. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.
  2.  Принцип дифференцированного подхода в обучении в олигофренопедагогике реализуется в следующих направлениях:
    ♦ дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;
    ♦ разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.

В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).

Обучение, реализующее принцип целостности картины мира, отвечает требованию научности, но вместе с тем реализует и новые подходы, такие, как гуманизация и гуманитаризация образования (Г.В. Дорофеев, А.А. Леонтьев, Л.В. Тарасов).

Требования психологической комфортности обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка, способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей (Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили).

Принцип непрерывности придает решению вопросов преемственности системный характер (Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорорфеев, В.Н. Просвиркин, В.Ф. Пуркина).

Принцип вариативности и принцип творчества отражают необходимые условия успешной интеграции личности в современную общественную жизнь.

Таким образом, перечисленные дидактические принципы образовательной технологии  обучения школьников с ОВЗ в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в  специальной коррекционной общеобразовательной школе.

Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

Всякая цель, поставленная на уроке  должна быть  реальной,   достижимой,  но не легкой,  конкретной, четко изложенной  и легко диагностируемой.

Чаще всего на  моих уроках цели и тему   урока я не оглашаю учащимся сама, а  мы их определяем вместе, например:

Учитель

Ученик

- Найдите сумму выражения 56 и 21 см (практическое  задание,  не сходное с предыдущими).

- Вы   смогли  выполнить задание?

-- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (побуждение к созданию противоречия.)

- Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока? (Побуждение к формированию проблемы).

-  Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

-  Нет, не смогли.

- Здесь надо двузначное число прибавить  к  двузначному числу. А мы таких примеров не решали (осознание противоречия).

Прибавить  двузначное число к двузначному числу (учебная проблема как тема урока).

 Слайд 8, 9, 10

Или сама сообщаю тему урока, но    вызываю к ней интерес класса  применением    мотивирующего  приема -  «Яркое пятно».  Данный прием  заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

        Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.        Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.                                                        

 Например, тема урока "Дикие животные".

 Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.


       Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающегося обучения. Главное – традиционная структура урока не даёт преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.

     Известно, что всякое формирование новых знаний идёт на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Исходя из этого я,  использую  такую структуру урока: (Слайд 11)

Актуализация прежних знаний.

Формирование новых понятий и способов действия.

Формирование умений и навыков.

Структура урока может изменяться в зависимости от типа урока

Актуализация означает, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т. е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя  Подборка стихов помогающих эмоционально настроиться на урок), оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т. д.  (Слайд 12)

Актуализация более широкое понятие, чем опрос.  В неё входит и контроль преподавания за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется и в форме опроса, и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащегося на этапе актуализации могут быть решения задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка, выполнение упражнений и т. д.

Вторым компонентом дидактической структуры моего  урока является формирование новых понятий и способов действий. Здесь понятие «формирование» включает  мою  деятельность по объяснению нового материала или организации деятельности учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Я использую, разные способы  объяснения  это  может быть   беседа, рассказ, демонстрация опыта, но чаще всего я использую проблемно – поисковые методы изложения нового материала (слайд 13, 14,15,16, 17, 18)

В третьем компоненте структуры урока – формирование умений и навыков – происходит отработка навыков применения знаний путём многократного повторения тех или иных умственных  и практических действий, операций, применение знаний в необычной ситуации. Здесь выполняем  различные упражнения, решаем задачи, анализируем  ход решения и т. д.

Домашнее задание я могу дать  на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет важное  значение.

 Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Преподаватель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Но на своем современном уроке я  разделяю  учебную  нагрузку  с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов».

В чем же разница,  Субъект жизни тем и отличается от объекта жизни, что он – активен самостоятельно, умеет творчески решать проблемы, понимает ценность и смысл своих действий, ответственен за их последствия. 

 Действительно,  включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не заложено в технологию объяснительно - иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в “традиционной” школе. 

Реализовать принципы современного урока  мне помогает  использование следующих    педагогические технологии:

Здоровьесберегающие  технологии. Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний» что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся. На своем современном уроке  я весь процесс  обучения выстраиваю  через совместную деятельность педагога и ученика, что влияет на успешность развития ребенка и отвечает принципам здоровье сберегающей педагогики.  Психологически  комфортная  атмосфера, мне кажется, является самым эффективным методом здоровьесберегающего  обучения.

  Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Однако  психологическая  комфортность  необходима  не  только  для

развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физиологическое состояние детей.  Этого я добиваюсь при помощи психологического настроя на урок. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха  (Я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения, и поэтому является необходимым требованием личностно-ориентированной педагогики.

Проблемно -  диалогическое обучение.   При традиционном подходе к обучению у учащихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает учитель: излагая те сведения, которые должны быть усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен заполнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от ребенка выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного усвоения знаний. В результате такого обучения в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения. Таким образом, не выполняется основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности является  проблемное обучение.     Используя      проблемные методы обучения, я убедилась,  что данные методы обучения эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. При планировании урока с применением технологии проблемного обучения мне помогает система действий учителя и учащихся представленная в книге Современные образовательные технологии в начальной школе О.Н. Хижняковой. Система действий учителя и  учащихся на разных этапах проблемной ситуации.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию

Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся

Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании

  1. Анализ проблемной ситуации

 Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащимися, подводит к формулировке проблемы.

Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия

  1. Поиск решения проблемы

Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся

Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы

  1. Решение проблемы

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической)

  1. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий

Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки

Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Индивидуальный и дифференцированный походы в обучении школьников с ОВЗ

Деятельностный  подход в обучении – современное требование к уроку

Интерес – это удовлетворение от процесса деятельности. Поэтому, конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся выполняют  охотнее, чем познавательные задачи. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие учителя, а не как деятельность ученика. Учитель как субъект этой деятельности есть, а объекта,. То есть ученика, нет.

У учащихся с ОВЗ при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

Психологи утверждают, что от услышанного  учащимися в течении урока в памяти остается меньше 10% соделжания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (то есть при опоре на наглядность) в памяти остается около 37 % воспринятого. Практические действия с учебным материалом оставляют  в памяти детей до 70% информации.

Урок будет тогда эффективным, когда в нем будет учительско-ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными  методами и приемами. Нужно втянуть ученика в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

Пути такой  работы:

  • Формирование интереса только через деятельность учащихся;
  • Отказ от излишней словесной педагогики;
  • Мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока, и это задача учителя;
  • Перевод внешних мотивов на внутренние, появление у детей желания учиться.

Личностно - ориентированное обучение. 

Принцип развивающегося обучения,  который лежит в основе коррекционной программы , помогает мне  сделать  мой урок  личностно - ориентированным. Я стараюсь создавать такие  педагогические ситуации общения, которые  позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность к способам работы. Основным  замыслом  личностно - ориентированного урока я считаю, необходимость  раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, поставила меня в новую   профессиональную позицию - быть одновременно и предметником,  и  психологом,  умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального развития, личностного становления.  При  обсуждение с детьми в конце урока говорим  не только о  том, что "мы узнали" (чем овладели), но и том, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок)  анализирую не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.  То есть учу детей осознавать свою жизнь, рефлексировать, обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления. Почему это так важно? Думаю, каждый легко ответит на этот вопрос - для того, чтобы расти, изменяться, завтра быть лучше, мудрее, чем вчера, чтобы осознанные ошибки стали стартом для победы над собой, а понимание того, что твоя идея работает, расправило крылья. Каждые день, каждый урок должен быть осмыслен, иначе 40 минут, проведенные в классе добавятся к времени, потраченному впустую...  И я заметила, что в этих условиях ученики стремятся быть "услышанными" и успешными, всегда высказываться по затронутой теме, предлагают свои решения,   не боятся  ошибиться, выдвигают новые нестандартные подходы к решению возникающих проблем.  Я в свою очередь уважительно отношусь к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Продумываю,  как  следует  обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти "версии", выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

 Во все времена педагога  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешила я эту проблему с помощью    компьютерных  и  игровых технологий обучения.      С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. Первые шаги в этом направлении делаю и я.   В практику своей работы вот уже третий год я внедряю уроки-презентации.  В чем преимущество таких уроков:

Во – первых:  за, ограниченное рамками урока, время  можно дать больший по объему материал;

Во – вторых: можно использовать богатый наглядный материал, содержащий  интересную информацию,   используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.

В – третьих: немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что    весь собранный из различных источников материал оформлен в едином   стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии      педагогического дизайна;

В –  четвертых:  данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного.

Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках, но и способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Использование компьютера кардинально расширяет мои  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить меня и всех нас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в мою работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.  

Однако,  следует отметить, что учитель должен четко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент он требует соответствующего ему применения.

При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер предоставляет новые возможности, позволяет вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания – не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий  красочный мир.  

Игровые  технологии обучения. Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети говорит:   « … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Эти слова стали одним из основных правил в моей работе. Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна.      Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.

На разных этапах урока включаю занимательные упражнения, провожу уроки – путешествия.  И здесь на помощь приходит компьютер.  Все дети даже  самые  неподготовленные   к обучению,  с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут  очередной встречи с Незнайкой, Буратино и другими сказочными героями. На таких уроках   можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки.   А для меня важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годы.  Также в практике своей работы  использую и нестандартные уроки. Например, что может быть лучше урока- праздника. Такой урок мы проводили в первом классе, это урок обобщение по теме осень, дети наглядно видели плоды труда людей – выращенный урожай, в стихотворной форме вспомнили, осенние месяцы, признаки изменений,  происходящие в живой и неживой природе осенью.  

В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто.

 

Литература

  1. Бескоровайная  Л.С. Настольная книга учителя начальных классов  - Ростов –на –Дону «Феникс»,2001г.
  2. Букатова   В.М. Я иду на урок . Хрестоматия игровых приемов обучения. – М. «Первое сентября»,  2000г.
  3. Волина В.Учимся играя. -  М. «Новая школа», 1994г.
  4. Голубева   Л.В. Анализ урока -  Волгоград: Учитель, 2007г.
  5. Журнал Информатика в начальной школе. – М. «Образование и информатика»,   № 4- 2005г.
  6. Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»- Ростов –на –Дону «Феникс», 2004г.
  7. Ковалько   В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер – М. «Вако»,  2007 г.
  8. Коротяев Б. И. Учение – процесс творческий. – М. « Просвещение», 1989г
  9. Кульневич С.В. Современный урок  –  Издательство «Учитель»,  2006 г
  10. Лысенкова  С.Н.  Методом опережающего обучения М. «Просвещение», 1988г.
  11. Т.И.Нелипенко «Современный урок в коррекционном классе»  - Волгоград,  Издательство «Учитель» 2013 г.
  12.  Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок. – М. –Педагогическое общество России, 2006 г.
  13. Хижнякова  О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. -  Ставрополь, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Организация личностно ориентированного урока

В данной статье рассматривается организация личностно ориентированного урока...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Личностно-ориентированная направленность уроков в системе развивающего обучения

     Современная школа переживает новый этап своего развития. Нарастающий объем информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника сам...

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Приёмы организации личностно-ориентированного обучения

Введение:  Создания единой образовательной среды в школе.                     Несмотря на необы...