Приёмы организации личностно-ориентированного обучения
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Введение: Создания единой образовательной среды в школе.
Несмотря на необычайно широкое употребление понятия «среда», оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний окружающих человека. Таким образом, представляется методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.
На практике под образовательной средой обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школу, дома и т.д., в которой проходят жизнь ребенка, а также его родителей.
Понятие «образовательная среда» выступает для понятия «школьная среда» как родовое.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом создания в нашей школе единой образовательной среды, позволяющей эффективно внедрять в практику работы образовательную систему. Так как школьная и семейная образовательная среда взаимопонимают друг друга.
Широта образовательной среды предполагает взаимное влияние условий и возможностей образовательных воздействий со стороны родителей. Учителей, администрации.
Представляю вам описание модели трехстороннего общения и взаимодействия.
Ученик от такого сотрудничества не отказывается, потому что понимают свою значимость. В подобном взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем и знает , что он всегда может обратиться к педагогу за советом, за помощью. Да все наши дети ждут от нас понимания. Одобрения и поддержки.
Учитель. Он, конечно же, тоже заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников.
Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе потребовать от педагогов нужную информацию. А вот то, как до него эту информацию донести, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от нас , педагогов.
Нам поможет в нашей работе только трехстороннее сотрудничество.
Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
-гуманистическую направленность ( развития положительных сторон личностного потенциала человека);
- творчество ( умение создавать и реализовывать новые подходы);
- опережающий характер педагогической деятельности;
- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности4
- эмоциональная ответственность.
При необходимости вместе с учителем разрабатывается программа индивидуального развития учащегося.
Индивидуальная программа поддержки
Учащегося___________класс________________________________________ (фамилия, имя)
| Формы и методы работы |
|
Учебная деятельность | Инструктаж Диалог Поручение Создание ситуации успеха Поощрение и наказание Доверие |
Убеждение
Упражнение Самооценка |
Домашнее задание | Индивидуальный объем домашнего задания Четкий инструктаж Повторение с учителем |
|
Общение | Выражение положительного отношения | Одобрение Совет Доверие |
От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени сил, но результат, особенно когда он становится очевидным, позволяет нам испытывать ситуацию собственного успеха.
В «Листе индивидуальных достижений учащегося» фиксируются все его маленькие победы. Это карта заполняется учителем каждой четверти, что позволяет сравнивать результаты работы ученика и отслеживать его достижения и продвижение вперед.
Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у них сына или дочери, каких успехов достих их ребенок в обучении. Это работа тоже индивидуальная. Мы сравниваем каждого ребенка только с ним самим. Каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюждетное общеобразовательное учреждение
«Ак-Дашская СОШ» Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
Доклад
«Приёмы организации личностно-ориентированного обучения»
Выполнила: Монгуш Шончалай Ооржаковна
учитель начальных классов,
1квалификационной категории
2013г.
Учитель
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
( Конфуций.)
План :
- Введение: Создания единой образовательной среды в школе.
- Основная часть: Методики и приёмы работы учителя начальной школы:
- Приёмы организации личностно-ориентированного обучения;
- Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения;
- Заключительная часть.
- Литература.
Введение: Создания единой образовательной среды в школе.
Несмотря на необычайно широкое употребление понятия «среда», оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний окружающих человека. Таким образом, представляется методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.
На практике под образовательной средой обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школу, дома и т.д., в которой проходят жизнь ребенка, а также его родителей.
Понятие «образовательная среда» выступает для понятия «школьная среда» как родовое.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом создания в нашей школе единой образовательной среды, позволяющей эффективно внедрять в практику работы образовательную систему. Так как школьная и семейная образовательная среда взаимопонимают друг друга.
Широта образовательной среды предполагает взаимное влияние условий и возможностей образовательных воздействий со стороны родителей. Учителей, администрации.
Представляю вам описание модели трехстороннего общения и взаимодействия.
Ученик от такого сотрудничества не отказывается, потому что понимают свою значимость. В подобном взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем и знает , что он всегда может обратиться к педагогу за советом, за помощью. Да все наши дети ждут от нас понимания. Одобрения и поддержки.
Учитель. Он, конечно же, тоже заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников.
Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе потребовать от педагогов нужную информацию. А вот то, как до него эту информацию донести, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от нас , педагогов.
Нам поможет в нашей работе только трехстороннее сотрудничество.
Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
-гуманистическую направленность ( развития положительных сторон личностного потенциала человека);
- творчество ( умение создавать и реализовывать новые подходы);
- опережающий характер педагогической деятельности;
- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности4
- эмоциональная ответственность.
При необходимости вместе с учителем разрабатывается программа индивидуального развития учащегося.
Индивидуальная программа поддержки
Учащегося___________класс________________________________________ (фамилия, имя)
Формы и методы работы | ||
Учебная деятельность | Инструктаж Диалог Поручение Создание ситуации успеха Поощрение и наказание Доверие | Убеждение Упражнение Самооценка |
Домашнее задание | Индивидуальный объем домашнего задания Четкий инструктаж Повторение с учителем | |
Общение | Выражение положительного отношения | Одобрение Совет Доверие |
От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени сил, но результат, особенно когда он становится очевидным, позволяет нам испытывать ситуацию собственного успеха.
В «Листе индивидуальных достижений учащегося» фиксируются все его маленькие победы. Это карта заполняется учителем каждой четверти, что позволяет сравнивать результаты работы ученика и отслеживать его достижения и продвижение вперед.
Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у них сына или дочери, каких успехов достих их ребенок в обучении. Это работа тоже индивидуальная. Мы сравниваем каждого ребенка только с ним самим. Каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал и чему научился.
Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.
2Методики и приёмы работы учителя начальной школы:
2.1.Приёмы организации личностно-ориентированного обучения;
Подходы к организации личностно-ориентированного обучения разработаны с позиций общего развития школьников начальных классов. Они представлены в виде общих дидактико-методических установок организации процесса, а также на уровне приемов организации учебной деятельности в учебнике как основном средстве обучения. Имеются в виду учебники нового поколения, построенные на деятельностной основе с направленностью на всестороннее развитие , которые обеспечивают технологичность достижения прогнозируемых результатов.
Методическая система приемов, направленная на решение задачи личностного развития школьника, реализует указанное основание не по отдельным видам деятельности, а целостно.
Переакцентация компонентов традиционных преимущественно информативных учебников в аспекте задачи личностного развития должна осуществляться в рамках расширения деятельностного подхода.
В качестве общего основания организации личностно- ориентированного обучения и системы методических приемов выступает также установка реализации в процессе овладения учебным материалом субъектной позиции ученика, когда младший школьник становится субъектом деятельности.
Приемы организации познавательной деятельности в личностно-ориентированном обучении включают школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию и обобщение. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Например : по рисункам сравни ( леса и луга), увеличивать долю самостоятельной деятельности школьника, состав план, дай сравнительную характеристику, сделай вывод, связь с жизнью.( сделай вывод об экологической обстановке ближайшей местности). С помощью данных приемов и заданий учитель также может проверить уровень усвоения ( применения) знаний школьников, реализовывать задачу формирования компетентного подхода к вопросу.
В примененном нами подходе дедуктивного обозначения дидактико-методических оснований и разнообразных приемов организации личностно-ориентированного обучения заложена идея не их функциональной значимости, а целостного подхода конструирования процесса обучения при их возникновении, что будет способствовать конечному результату -всестороннему личностному развитию.
2.2. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения;
Учителя начальных классов стараются первых дней пребывания ребенка в школе всеми доступными средствами преодолевать обособленность семьи от школы, достигать взаимодействия с родителями. Согласовывать семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы является совместная проектно-исследовательская деятельность.Проектную деятельность в качестве объекта для изучения и овладения новой педагогической технологией, учителя начальных классов исходили из следующих положений:
- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучении и развития активной творческой личности.
- Работа над проектами должна быть ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.
Темы проектов младших школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление , характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.
Данная технология постепенно вводится во всех начальных классах. Для защита проектов в нашей школе проводится разные конференции: «Экология моего села» (кожууна) На прошлом 2011-2012 учебном году в кожууне 3-4 классах занимали 1м. –Ооржак Ай-кыс (Рук:Куулар О.К.), 3м.-Ховалыг Мила (рук: Монгуш Ш.О.), « Моя родословная» среди начальных классов. Участвовали и родители учащихся, различные проекты по трудовому обучению по теме «Бумажная Вселенная». А также учителя начальных классов проводили открытые уроки по проектам Ондар Л.А. (в кожууне), Монгуш Ш.О.(в школе). Подробнее расскажем о проекте в 4-ом классе «Демир –ужук шенелдези» Четвертый год дети целенаправленно осваивают речевую культуры речи и общения тувинского и русского языка, родного и литературного чтения дети изучают художественно-эстетическое своеобразие произведений устного народного творчества, пишут стихи, сказки, сочинения. Как результат учащиеся представить мини-сборник большой творческой работы, сделать презентацию перед учителями и родителями.
Использование метода проектов является составной частью технологического обучение школьников, которое осуществляется в рамках личностно-ориентированной, развивающей концепции. В младших классах актуальность технологии как учебного предмета высока в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует улучшению качества знаний, формирует полноту восприятия действительности.
Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:
- рост познавательной, творческой активности учащихся;
- раскрытие их творческого потенциала;
- активизацию субъектной позиции4
- формирование самостоятельности и ответственности;
- стимулирование самореализации;
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Заключение.
В заключении отметим, что методики и приёмы работы учителя начальной школы с точки зрения регулирования взаимодействия «ребенок- семья –школа –процесс обучения дополнительное образование» Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.
Литература
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
- Джужук И.И.Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.01.- Ростов-на-Д.,2004.
- Матяш Н.В., Симененко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя нач.классов. – М., 2004.
- Начальная школа плюс до и после. – М., 2007, №5. с.71-73.
- Начальная школа. – М.,2004, №8,с . 59-65.
- ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....
Организация личностно-ориентированного урока
Изложение сущности опыта и состояния работы по данной проблеме на основе личного опыта...
Организация личностно ориентированного урока
В данной статье рассматривается организация личностно ориентированного урока...
Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...
Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...