Приёмы организации личностно-ориентированного обучения
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Монгуш Шончалай Ооржаковна

Введение:  Создания единой образовательной среды в школе.

                     Несмотря на необычайно широкое употребление понятия «среда», оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний окружающих человека. Таким образом, представляется методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей  для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

                   На практике под образовательной средой обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школу, дома и т.д., в которой проходят жизнь ребенка, а также его родителей.

                 Понятие «образовательная среда» выступает для понятия «школьная среда» как родовое.

                Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом создания в нашей школе единой образовательной среды, позволяющей эффективно внедрять в практику работы образовательную систему. Так как школьная и семейная образовательная среда взаимопонимают друг друга.

                 Широта образовательной среды предполагает  взаимное влияние условий и возможностей образовательных воздействий со стороны родителей. Учителей, администрации.

                 Представляю вам  описание модели трехстороннего общения и взаимодействия.

               Ученик от такого сотрудничества не отказывается, потому что понимают свою значимость. В подобном взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем и знает , что он всегда может обратиться  к  педагогу за советом, за помощью. Да все наши дети ждут от нас понимания. Одобрения и поддержки.

Учитель. Он, конечно же, тоже заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников.

              Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе потребовать от педагогов нужную информацию. А вот то, как до него эту информацию донести, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от нас , педагогов.

                     Нам поможет в нашей работе только трехстороннее сотрудничество.

                 Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

-гуманистическую направленность ( развития положительных сторон  личностного потенциала человека);

- творчество ( умение создавать и реализовывать новые подходы);

- опережающий характер педагогической деятельности;

- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности4

- эмоциональная ответственность.

                  При необходимости вместе с учителем разрабатывается программа индивидуального развития учащегося.

Индивидуальная программа поддержки

Учащегося___________класс________________________________________                                                                          (фамилия, имя)

 

Формы и методы работы

 

Учебная деятельность

Инструктаж

Диалог

Поручение

Создание ситуации успеха

Поощрение и наказание

Доверие

 

Убеждение

 

Упражнение

Самооценка

Домашнее задание

Индивидуальный объем домашнего задания

Четкий инструктаж

Повторение с учителем

 

Общение

Выражение положительного отношения

Одобрение

Совет

Доверие

                     От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени сил, но результат, особенно когда он становится очевидным, позволяет нам испытывать ситуацию собственного успеха.

                 В «Листе индивидуальных достижений учащегося» фиксируются все его маленькие победы. Это карта заполняется учителем каждой четверти, что позволяет сравнивать результаты работы ученика и отслеживать его достижения и продвижение вперед.

               Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у них сына или дочери, каких успехов достих их ребенок в обучении. Это работа тоже индивидуальная. Мы сравниваем каждого ребенка только с ним самим. Каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал и чему научился.

             Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюждетное общеобразовательное учреждение

«Ак-Дашская СОШ» Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

Доклад

«Приёмы организации личностно-ориентированного обучения»

Выполнила: Монгуш Шончалай Ооржаковна

учитель начальных классов,

1квалификационной категории

2013г.

Учитель

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

( Конфуций.)

План :

  1. Введение:  Создания единой образовательной среды в школе.
  2. Основная часть: Методики и приёмы работы учителя начальной школы:
  1. Приёмы организации личностно-ориентированного обучения;
  2. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения;
  1. Заключительная часть.
  2. Литература.

Введение:  Создания единой образовательной среды в школе.

                     Несмотря на необычайно широкое употребление понятия «среда», оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний окружающих человека. Таким образом, представляется методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей  для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

                   На практике под образовательной средой обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школу, дома и т.д., в которой проходят жизнь ребенка, а также его родителей.

                 Понятие «образовательная среда» выступает для понятия «школьная среда» как родовое.

                Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом создания в нашей школе единой образовательной среды, позволяющей эффективно внедрять в практику работы образовательную систему. Так как школьная и семейная образовательная среда взаимопонимают друг друга.

                 Широта образовательной среды предполагает  взаимное влияние условий и возможностей образовательных воздействий со стороны родителей. Учителей, администрации.

                 Представляю вам  описание модели трехстороннего общения и взаимодействия.

               Ученик от такого сотрудничества не отказывается, потому что понимают свою значимость. В подобном взаимодействии он заинтересован еще и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем и знает , что он всегда может обратиться  к  педагогу за советом, за помощью. Да все наши дети ждут от нас понимания. Одобрения и поддержки.

             Учитель. Он, конечно же, тоже заинтересован в успешном взаимодействии. Оно позволит ему чувствовать себя комфортно на уроке и внеурочное время, даст возможность повышать свой профессиональный уровень и, наконец, позволит правильно строить отношения с родителями учеников.

              Родитель. Ему важно знать, что его ребенок понят. Он хочет знать о его проблемах и успехах, и он вправе потребовать от педагогов нужную информацию. А вот то, как до него эту информацию донести, как сделать ее доступной для его понимания, зависит от нас , педагогов.

                     Нам поможет в нашей работе только трехстороннее сотрудничество.

                 Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. Д.А.Белухин отмечает, что педагог должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

-гуманистическую направленность ( развития положительных сторон  личностного потенциала человека);

- творчество ( умение создавать и реализовывать новые подходы);

- опережающий характер педагогической деятельности;

- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности4

- эмоциональная ответственность.

                  При необходимости вместе с учителем разрабатывается программа индивидуального развития учащегося.

Индивидуальная программа поддержки

Учащегося___________класс________________________________________                                                                          (фамилия, имя)

 Формы и методы работы

Учебная деятельность

Инструктаж

Диалог

Поручение

Создание ситуации успеха

Поощрение и наказание

Доверие

Убеждение

Упражнение

Самооценка

Домашнее задание

Индивидуальный объем домашнего задания

Четкий инструктаж

Повторение с учителем

Общение

Выражение положительного отношения

Одобрение

Совет

Доверие

                     От учителя такое взаимодействие требует дополнительных затрат времени сил, но результат, особенно когда он становится очевидным, позволяет нам испытывать ситуацию собственного успеха.

                 В «Листе индивидуальных достижений учащегося» фиксируются все его маленькие победы. Это карта заполняется учителем каждой четверти, что позволяет сравнивать результаты работы ученика и отслеживать его достижения и продвижение вперед.

               Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у них сына или дочери, каких успехов достих их ребенок в обучении. Это работа тоже индивидуальная. Мы сравниваем каждого ребенка только с ним самим. Каким он был, что знал и умел и каким стал, что нового узнал и чему научился.

             Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.

2Методики и приёмы работы учителя начальной школы:

2.1.Приёмы организации личностно-ориентированного обучения;

                      Подходы к организации личностно-ориентированного обучения разработаны с позиций общего развития школьников начальных классов. Они представлены в виде общих дидактико-методических установок организации процесса, а также на уровне приемов организации учебной деятельности в учебнике как основном средстве обучения. Имеются в виду учебники нового поколения, построенные на деятельностной основе с направленностью на всестороннее развитие , которые обеспечивают технологичность достижения прогнозируемых результатов.

                  Методическая система приемов, направленная на решение задачи личностного развития школьника, реализует указанное основание не по отдельным видам деятельности, а целостно.

                    Переакцентация компонентов традиционных преимущественно информативных учебников в аспекте задачи личностного развития должна осуществляться в рамках расширения деятельностного подхода.  

В качестве общего основания организации личностно- ориентированного обучения и системы методических приемов выступает также установка реализации в процессе овладения учебным материалом субъектной позиции ученика, когда младший школьник становится субъектом деятельности.

                    Приемы организации познавательной деятельности в личностно-ориентированном обучении включают школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию и обобщение. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Например : по рисункам  сравни ( леса и луга), увеличивать долю самостоятельной деятельности школьника, состав план, дай сравнительную характеристику, сделай вывод, связь с жизнью.( сделай вывод об экологической обстановке ближайшей местности). С помощью данных приемов и заданий учитель также может проверить уровень усвоения ( применения) знаний школьников, реализовывать задачу формирования компетентного подхода к вопросу.

                    В примененном нами подходе дедуктивного обозначения дидактико-методических оснований и разнообразных приемов организации личностно-ориентированного обучения заложена идея не их функциональной значимости, а целостного подхода конструирования процесса обучения при их возникновении, что будет способствовать конечному результату -всестороннему личностному развитию.

2.2.        Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения;

               Учителя начальных классов стараются первых дней пребывания ребенка в школе всеми доступными средствами преодолевать обособленность семьи от школы, достигать взаимодействия с родителями. Согласовывать семейное воспитание со школьным. Успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы является совместная проектно-исследовательская деятельность.Проектную деятельность в качестве объекта для изучения и овладения новой педагогической технологией, учителя начальных классов исходили из следующих положений:

- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучении и развития активной творческой личности.

- Работа над проектами должна быть ориентирована на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.

Темы проектов младших школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление , характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

             В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.

          Данная технология постепенно вводится во всех начальных классах. Для защита проектов в нашей школе проводится разные конференции: «Экология моего села» (кожууна) На прошлом 2011-2012 учебном году в кожууне 3-4 классах занимали 1м. –Ооржак Ай-кыс (Рук:Куулар О.К.), 3м.-Ховалыг Мила (рук: Монгуш Ш.О.), « Моя родословная» среди начальных классов. Участвовали и родители учащихся, различные проекты по трудовому обучению по теме «Бумажная Вселенная». А также учителя начальных классов проводили открытые уроки по проектам Ондар Л.А. (в кожууне), Монгуш Ш.О.(в школе). Подробнее расскажем о проекте в 4-ом классе «Демир –ужук шенелдези» Четвертый год дети целенаправленно осваивают речевую культуры речи и общения тувинского и русского языка, родного и литературного чтения дети изучают художественно-эстетическое своеобразие произведений устного народного творчества, пишут стихи, сказки, сочинения. Как результат учащиеся представить мини-сборник большой творческой работы, сделать презентацию перед учителями и родителями.

                 Использование метода проектов является составной частью технологического обучение школьников, которое осуществляется в рамках личностно-ориентированной, развивающей концепции. В младших классах актуальность технологии как учебного предмета высока в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует улучшению качества знаний, формирует полноту восприятия действительности.

                Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:

- рост познавательной, творческой активности учащихся;

- раскрытие их творческого потенциала;

- активизацию субъектной позиции4

- формирование самостоятельности и ответственности;

- стимулирование самореализации;

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Заключение.

                В заключении отметим, что методики и приёмы работы учителя начальной школы с точки зрения регулирования взаимодействия «ребенок- семья –школа –процесс обучения дополнительное образование»              Такое сотрудничество позволяет нам сделать родителей своими союзниками и поддержать желание учиться у учеников. А успехи учащихся радуют нас.

Литература  

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
  2. Джужук И.И.Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.01.- Ростов-на-Д.,2004.
  3. Матяш Н.В., Симененко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя нач.классов. – М., 2004.
  4. Начальная школа плюс до и после. – М., 2007, №5. с.71-73.
  5. Начальная школа. – М.,2004, №8,с . 59-65.
  6.  ИКТ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Организация личностно-ориентированного урока

Изложение сущности опыта и состояния работы по данной проблеме на основе личного опыта...

Организация личностно ориентированного урока

В данной статье рассматривается организация личностно ориентированного урока...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...