Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности" (приложение)
методическая разработка (1 класс) по теме

Актуальность

-Позволяет проследить динамику успешности обучения.

- Определить уровень достижений каждого учащегося.

-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.

-Эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

                            Приложение

                   Педагогический проект

Повышение уровня мотивации школьников  к

учебной деятельности

                                                              Выполнила :

                                                              Тауберт  М.В.

                         Солнцевка , 2013

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов.

Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесён к одному из 4 уровней школьной мотивации:

  1. Высокая школьная мотивация – 25 -30 баллов.
  2. Нормальная школьная мотивация – 20 -24 балла.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше    

    внеучебными сторонами – 15 -19 баллов.

4.Низкая школьная мотивация – 10- 14 баллов.

5. Негативное отношение к школе, дезадаптация – ниже 10 баллов.

Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трёх вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ – 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Суммы баллов, набранные ребёнком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе. Результаты по тесту соотносятся с различными параметрами статуса.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень (1)

-нравится (19)

-не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома ?

-чаще хочется остаться дома (1)

-бывает по – разному (1)

-иду с радостью (18)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома ?

-не знаю (1)

-остался бы дома (1)

-пошёл бы в школу (18)

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь  уроки?

-не нравится(18)

-бывает по – разному (1)

-нравится (1)

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы (1)

-не хотел бы (19)

-не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы (19)

-хотел бы (19)

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям ?

-часто (18)

-редко (1)

-не рассказываю (1)

8. Ты хотел бы , чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю (1)

-хотел бы

-не хотел бы (19)

9.У тебя в классе много друзей?

- мало (1)

- много (19)

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся (19)

- не очень (1)

- не нравятся

Анкета позволяет определить, внутренняя или внешняя мотивация к учению преобладает у младших школьников.

Кроме этого, эта анкета позволяет проанализировать взаимоотношения ребёнка с учителем, родителями и одноклассниками.

   Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1 класса

    МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

                      ( октябрь 2008 года).

Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1,2 класса

МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

             (октябрь 2008 года – октябрь 2009).

             октябрь      октябрь

                1 кл.           2 кл.

Тестирование учащихся в целях диагностики успешности к школьному обучению, предлагается по следующей методике.

Методика « Беседа о школе» Т.А. Нежновой.

Экспериментатор знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос « Беседы».

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе ?

 Далее экспериментатор говорит : « Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет : « Ребёнок, ты ведь у меня ещё маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь? » что ты ответишь маме?

  1. Представь себе, что мама так и сделала ( послушалась тебя или    

          поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили  из школы

          с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не

           надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать , чем бы ты стал  

         заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

    4.Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже

        6 лет, но он  ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает :

       « Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу ? »

        Что ты посоветуешь?

   

5.Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил

В школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы

учиться дома?

      6 . Представь себе, что ваша учительница неожиданно  уехала  в  

           командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и

           говорит : « Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это

           время, а можем попросить ваших мам , чтобы каждая из них по

           одному дню бывала у вас вместо учительницы». Как , по-твоему, будет

          лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли

        учителя?

7. Представь , что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1-м классе такое : каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б всё наоборот : каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование,  а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю.

В какой школе ты бы хотел учиться?

8.  В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал всё, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться ?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала : « Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение.

Выбирай сам - дать тебе шоколадку,  игрушку или отметку в журнал поставить ? Что бы ты выбрал?

Классификация ответов ( все ответы разделяются на 2 категории)

Преобладание в ответах ребёнка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б  говорит об ориентации ребёнка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребёнка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребёнок берётся за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

                             А

                      Б

Вопрос 1 : счёт, уроки грамоты-задания, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка.

Вопрос 2 : несогласие ребёнка на  «отпуск»

Вопрос 3 : учебные занятия – высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счёта, письма.

Вопрос 5 : несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6 : выбор учителя.

Вопрос 7 : выбор школы А.

Вопрос 8 : выбор школы А.

Вопрос 9 : выбор отметки.

Вопрос 1 : дошкольные виды

 деятельности – уроки художественно –физкультурно – трудового цикла, а также внеучебные занятия : игры, еда, гуляние и т. д.

Вопрос 2 : согласие на « отпуск».

Вопрос 3 : дошкольные занятия : игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

Вопрос 4 : формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5 : согласие на обучение на дому.

Вопрос 6 : выбор родителей.

Вопрос 7 : выбор школы Б.

Вопрос 8 : выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения ( автор М. Р. Гинзбург).

При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда : позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.

В основу методики положен принцип « персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция : сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики ( если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали  про школу.

 

Первый мальчик сказал : «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

Второй мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки. Даже если бы  школы не было, я бы всё равно учился».  

Третий мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвёртый мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Пятый мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

Шестой мальчик сказал : « Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».

После прочтения рассказа экспериментатор задаёт ребёнку следующие вопросы : « Кто, по-твоему, из них прав? Почему ? С кем из них ты хотел бы вместе учиться ?  Почему ?

Дети последовательно осуществляют 3 выбора.

 Если содержание ответа ребёнку не достаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребёнка.

Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношение их содержания.

Для успешного вхождения ребёнка в школьную жизнь ему необходимо не только владение элементарными учебными навыками : умение читать, считать, владеть карандашом и пр., но в равной степени и сформированность мотивационной сферы.

Проводя диагностическое обследование, педагог получает не просто общее знание о ребёнке, а знание вполне конкретное, определённое, которое должно помочь ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребёнка, для повышения уровня школьной мотивации к учебной деятельности ; может ли ребёнок в настоящий момент успешно развиваться и обучаться, если нет, то необходимо выяснить ТВ чём причины.

По результатам тестирования оценки уровня школьной мотивации

 в приложении диаграмма) в моём классе в значительной степени превалирует группа детей, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами, один ребёнок испытывает негативное отношение к школе.

Информативная анкета для учащихся « Учебная деятельность»

                                    Вопросы.

  1. Охотно ли ты идёшь в школу?

-да

-не очень

-нет

  1. Помогают ли тебе при выполнении домашнего задания ?

-да

-иногда

-нет

  1. Какие предметы тебе больше всего нравятся ?

-математика

-письмо

-чтение

-ИЗО

-риторика

-музыка

-окружающий мир

  1. Какие предметы для тебя трудные?

5.Всё ли ты понимаешь на уроках, когда учитель объясняет?

-да

-не всегда

-нет

6.Ругают ли тебя дома за плохие отметки?

-да

-иногда

-нет

7. Устаёшь ли ты в школе?

-да

-иногда

-нет

Методика исследования словесно – логического мышления.

(1 класс, апрель)

Исходный вариант данной методики – тест  структуры интеллекта Р. Амтхауэра – состоит из 4 субтестов (выполнение словесных заданий).

Данную методику переработала Э.Ф. Замбацявичене.

Методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. Автор не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей.

Это экспресс – диагностика.  

Краткая характеристика субтестов.

1-й субтест направлен на выявление осведомлённости. Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий , выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования».

Задача испытуемого – закончить предложения одним из приведённых слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию. « Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребёнок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный приём, как классификация.

3-й субтест – на сформированность логического действия «умозаключения» ( по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

4-й субтест – на сформированность обобщающих понятий (подведение

двух понятий под общую категорию – обобщение).

Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определённые отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение.

Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак.

Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки – форма, цвет.

Инструкция.

Обследование индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребёнок читает одновременно про себя.

После прочтения 1-го задания 1-го субтеста ребёнок опрашивается :

«Какое слово из пяти подходит к приведённой части фразы?» Если ответ правильный, задаётся вопрос : « Почему не шнурок?» После правильного

объяснения решение оценивается в 1 балл, при  неправильном – 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребёнку предлагается подумать, дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь).  За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

После прочтения 1-го задания 2-го субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из 5 лишнее, его следует исключить и спрашивает :

« Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная  описанной  выше.

После прочтения 1-го задания 3-го субтеста ребёнку предлагается подобрать из 5 слов, написанных под чертой, одно, которое подходило бы к слову « гвоздика», так же как слово «овощ» - к слову «огурец».

За правильный ответ – 1 балл, за ответ после 2-ой попытки – 0,5 балла.

После прочтения слов 1-го задания 4-го субтеста ребёнка просят назвать подходящее  для этих двух слов обобщающее понятие : « Как это назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать ещё. Оценки – аналогичны вышеприведённым.

При решении 3-го и 4-го субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребёнка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырёх субтестов – 40 (100 % оценка успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб или второй попытке ( после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребёнку подумать ещё, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Как и в решении заданий по цветным прогрессивным матрицам Дж. Равенна, так и здесь, при решении проб 3-го субтеста, важным диагностическим показателем может быть число  решённых аналогий.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле

ОУ = ( Х х 100 % ): 40, где Х – сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки ( нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4-й уровень успешности – 32 балла и более ( 80-100% ОУ).

3-й уровень – 31, 5 – 26, 0 баллов (79,9 – 65 %);

2 –й уровень – 25, 5 – 20,0 (64,9 – 50%);

1 – й уровень – 19, 5 баллов и менее ( 49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1 –м уровнем успешности решения словесно – логических проб.

Для ребёнка 7 -8 лет успешность, соответствующая 1 –му уровню, может быть обусловлена наличием отклонений в умственном развитии ( ЗИП, общее недоразвитие речи, социально – бытовая запущенность), природу которых необходимо уточнить с помощью дополнительных клинико – психолого – педагогических методов обследования.

Диагностика мотивационной сферы школьника.

Мотивы , базирующиеся на интересах, и поставленные самими учащимися цели приобретают большую устойчивость.

В мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о дальнейшей интеграции мотивационной сферы.

Методики, разработанные для исследования мотивационной сферы школьника.

Анкета «Изучение познавательной потребности».

Разработана  В.С. Юркевичем.

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ученик подолгу занимается какой–нибудь умственной работой (час-полтора –для младшего школьника, несколько часов подряд – для подростков)?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

а) постоянно, много

б) иногда много, иногда ничего не читает

в) мало или совсем ничего не читает

5

3

1

4

Насколько эмоционально

ученик  относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в)эмоции ярко не выражены

( по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

5

Часто ли задаёт вопросы?

а) часто

б) иногда

в)  очень редко

Обработка и интерпретация результатов

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов :  17 – 25 баллов – потребность выражена сильно, 12 – 16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности"

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.-Определить уровень достижений каждого ученика.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффектив...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

Использование приемов мотивации игроков компьютерных игр как способа для повышения уровня вовлеченности младших школьников в учебный процесс

В этой статье будут рассмотрены некоторые принципы мотивации и вовлечения игроков в компьютерных играх и перспективы применения данных мотивационных принципов в организации обучающего процесса, для по...

Приемы формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала

Приемы  формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...