Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности"
методическая разработка (1 класс) на тему

Актуальность

-Позволяет проследить динамику успешности обучения.

-Определить уровень достижений каждого ученика.

-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.

-Эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа Педагогический проект Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности Выполнила : Тауберт М.В. 2013

Слайд 2

Актуальность Позволяет проследить динамику успешности обучения. Определить уровень достижений каждого ученика. Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания. Эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Слайд 3

3 аспекта актуальности данной диагностики Социальный аспект Научный аспект Практический аспект

Слайд 4

Цели проекта Раскрыть специфику диагностической работы с младшими школьниками, их родителями. Представить методы и методики, использование которых позволяет наиболее полно , систематизировано составить психолого-педагогический портрет младшего школьника. Проследить динамику развития от поступления в школу, в течение всего обучения в начальной школе. Представить комплекс методик, направленный на изучение мотивационной сферы, личности младшего школьника.

Слайд 5

Задачи диагностической работы Составление социально-психологического портрета школьника. Определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения.

Слайд 6

Этапы выполнения проекта 1 этап – диагностический(сен- тябрь - апрель)-диагностика уч-ся 1 класса, выделение основных проблем уровня мотивации школьников к учебной деятельности. 2 этап – организационный-изучение диагностики и анализ полученных результатов, выработка рекомендаций для уч-ся и родителей (2 класс). 3 этап – практический -психолого –педагогические консультации, беседы, тренинги (3 класс). 4 этап – аналитический – анализ итогов, корректировка плана, расширение рамок проекта по необходимости.

Слайд 7

Показатели эффективности проекта Применение прогрессивных, в том числе тестовых технологий в учебном процессе. Обновление содержания диагностики. Смена профессионального самосознания учителя в повышении образования в данной области. Стабильно высокие показатели у детей в повышении уровня мотивации школьников к учебной деятельности.

Слайд 8

Проблемное поле проекта Поступление ребёнка в школу ставит целый ряд задач, проблем перед педагогом в период работы с будущим первоклассником: -выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; -по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность , тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; -спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учётом его индивидуальных возможностей

Слайд 9

Направления работы для практической реализации проекта Направление 1. Задача –подготовка тестов, тренинговых заданий, упражнений, бесед для консультаций учеников и родителей, повышение профессиональной готовности педагога к проведению диагностической технологии. Направление 2. Задача – работа с учащимися ( тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы). Направление 3. Задача – работа с родителями –информированность родителей, психолого-педагогическая помощь и консультирование.

Слайд 10

Диагностическая работа При проведении диагностических обследований используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. Диагности ческая работа Комплексное психолого- педагогическое обследование школьников. Углубленное психо- диагностическое обследование. Оперативное психо- диагностическое обследование.

Слайд 11

Психолого-педагогическая работа с первоклассниками Направления деятельности : Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников, которая проводится 2 раза – на этапе поступления ( зачисления)ребёнка в школу и в середине 1-го класса; Консультативная работа с родителями связана, в основном, с обсуждением результатов проведённой диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения. Направления деятельности Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов ( Н. Г. Лускановой) Психологический портрет первоклассника Методика « Беседа о школе» Т.А.Нежновой Методика словесно- логического исследования ( тест Р. Амтхауэра)

Слайд 12

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1 – 2 КЛ. 1 класс Методика исследования словесно – логического мышления (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра) -2 класс -Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Р. Гинзбург) -Информативная анкета для учащихся « Учебная деятельность»

Слайд 13

Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1, 2 класс МОУ Солнцевкая средняя общеобразовательная школа

Слайд 14

Результаты тестирования оценки уровня школьной мотивации учащихся 1, 2 кл. -По результатам тестирования можно увидеть , что в моём классе в значительной степени превалирует группа детей, у которых положительное отношение к школе, имеют высокую школьную мотивацию. Есть учащиеся , которые имеют низкую школьную мотивацию . Октябрь 1 класс. Высокая мотивация – 30 % Нормальная -25 % Средняя – 20 % Низкая - 25 % Февраль 1 класс. -Высокая – 40 % -Нормальная – 40 % Средняя - 10 % -Низкая - 10 % Октябрь 2 класс. -Высокая – 50 % -Нормальная – 40 % -Средняя - 5 % -Низкая – 5 % Проводя диагностическое обследование, педагог получает не просто общее знание о ребёнке, а знание вполне конкретное, определённое, которое должно помочь ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребёнка , для повышения уровня школьной мотивации к учебной деятельности ; может ли ребёнок в настоящий момент успешно развиваться и обучаться, если нет, то необходимо выяснить в чём причины.

Слайд 15

Диагностика мотивационной сферы школьника. 3-4 кл. Анкета « Изучение познавательной потребности» ( автор В. С. Юркевич) Методика « Направленность на отметку» Изучение направленности на приобретение знаний ( проведение исследования)

Слайд 16

Для детей смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения – общества, семьи. Ребёнок только в том случае будет активным субъектом учения, если он будет хотеть учиться, т.е. в его мотивационной сфере будут задавать тон мотивы, стимулирующие учебную деятельность и достижение в ней положительного результата. В качестве такого мотива может выступать потребность ребёнка в положительном эмоциональном общении со сверстниками и взрослыми. Создание своеобразного доброжелательного климата общения и взаимопонимания взрослых и детей в начальных классах невозможно без помощи родителей. Важная и ответственная задача учителя – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Планирую через родительские собрания, индивидуальные , дни открытых дверей заинтересовать родителей своими идеями.

Слайд 17

Консультативно просветительская работа с родителями Направления -проведение групповых консультативно – просветительских встреч (родительских собраний) -индивидуальное консультирование семей, чьи дети показали низкий мотивационный уровень Содержание групповых встреч определяется результатами диагностики. Рекомендуемая организация жизнедеятельности ребёнка перед школой, средствах, позволяющих повысить желание ребёнка идти в школу, главный принцип – в школу идёт не мама или папа , а именно ребёнок. Чем больше он будет причастен к подготовке , к обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе и своей новой жизненной позиции, тем легче будет ему внутренне, личностно в неё включиться. Родители второклассников замечают значительные успехи своих детей, поощряют их и считают, что воодушевляя детей на новые успехи, утверждают их в мысли и в желании добиться хороших результатов в обучении, тогда им будет интересно учиться, легко и где гарантирован успех. Цель работы состоит в повышении уровня родительской компетентности, уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности. В индивидуальной работе раскрыть уникальность и неповторимость личности ребёнка, выделить его индивидуально – психологические особенности.

Слайд 18

Предпосылки успешной работы Умение создать доверительные, откровенные отношения с родителями, обратившимися за помощью, умение проявить эмпатию, показать своё отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка. Формирование у родителей установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка. Обсуждение целей и задач консультирования, т.е. введение родителей в ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы. Предупреждение родителей о возможных трудностях, о совместном поиске форм помощи ребёнку, снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Слайд 19

Цель данного проекта Практическая деятельность педагога в начальной школе – педагогическое сопровождение ребёнка в процессе обучения. Диагностическое обследование школьников даёт чёткое представление для педагога об уровне развития школьников, актуальных возможностях, потребностях и жизненных позициях. Нужно не просто общее знание о ребёнке, а знание вполне конкретное, определённое, подчинённое по своей сути основной цели сопровождения. -Знание должно помочь ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребёнка, может ли он успешно в настоящий момент развиваться в ней и если нет, то в чём причины. -Нужно таким образом перестроить, модифицировать школьную среду, чтобы она была максимально благоприятна для решения образовательных задач ребёнка. -Необходимо помочь самому ребёнку в решении тех проблем, которые возникли у него самого при обучении.

Слайд 20

Для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогу необходимо: Особое внимание уделить организационным вопросам – сбору, обработке и хранению данных, полученных в первых диагностических срезах. они составляют фундамент психологического « досье» ребёнка. И именно к этим страницам, этим записям педагог будет обращаться неоднократно. Выявить психологические особенности ребёнка. Настраивать учебно – воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности. Помочь ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

“Отношение школьников к учению. Мотивация и стимулирование учебной деятельности ”

О сущности и происхождении мотивации поведения и деятельности человека.Мотивы и типы мотивации учения младших школьников.Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.Постановка целей ст...

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности" (приложение)

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.- Определить уровень достижений каждого учащегося.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффек...

Влияние мотивации на успещность учебной деятельности младших школьников.

На что учителю важно обращать внимание в ежедневной работе....

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...

Приемы формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала

Приемы  формирования мотивации школьников к учебной деятельности через содержание учебного материала...