Организация работы с высокомотивированными обучающимися в начальной школе
презентация к уроку (3 класс) на тему

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые   дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска, Тамбовской области

Организация работы с высокомотивированными детьми в начальной школе.

доклад

Учителя начальных классов

Анны Юрьевны Новиковой

Мичуринск,2013

         

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,


Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг..себя!

            Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
     В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

     Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Моя  работа с одарёнными детьми заключается в том, чтобы  поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей. Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя и родителя. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – наша задача.


Одарённых детей условно делю (по Б.М. Теплову) на 4 группы:

  1. дети с высокими показателями интеллекта;
  2.  дети с высоким уровнем творческих способностей;
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, спортсмены и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
  4.  дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).      Урочное и внеурочное время провожу таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В учебной деятельности  работу   с одаренными детьми   я осуществляю  через  развивающую  программу «Перспектива».  Эта программа имеет систему познавательных задач,  при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствует развитию творческих способностей младшего школьника.

      В  работе   с одарёнными  детьми  я использую дифференцированный  подход, что позволяет  мне   расширять и углублять образовательное  пространство предмета, учитывать индивидуальное  продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. 

        Использую различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, а также индивидуальные,  парные, групповые  формы работы и   различного рода задания, задачи повышенной сложности, головоломки. Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю  сочинить загадки, стихи, сказки, составить викторины, ребусы. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

      На уроках чтения мои ученики с удовольствием инсценируют отрывки изучаемых произведений. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся.
          В своей работе  применяю технологию проблемного обучения,  метод  проекта,   творческие   и  нестандартные   задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной  поисково-творческой деятельности. Так же использую информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей :разно уровневые тесты, презентации, тренажёры. Всё это дает возможность каждому  ученику продвигаться в том направлении,  в  котором он  проявляет одаренность.   Данные занятия способствуют  проявлению самодеятельности, самореализации, воплощению у школьника его собственных  идей, которые направлены на создание нового. В процессе занятий формируется важное качество, как глубина  и обоснованность мышления,  его критичность.

        Одаренность  моих учеников выявляется и оценивается на олимпиадах  и предметных неделях.

          Большое внимание уделяю работе к подготовке детей к олимпиадам и конкурсам. Они позволяют школьнику познать себя, дают возможность  утвердиться в собственных глазах. Ребята добиваются высоких результатов на предметных олимпиадах  школьного уровня. Среди обучающихся класса хорошие результаты показали : Филатов Иван, Смагин Даниил, Голумеева Алена, Никитченко Ирина.Надеюсь показать хорошие результаты и на  районном уровне. Конечно, такие планы – это еще не гарантия призовых мест на предметных олимпиадах, но это - еще одна возможность приблизить учеников к предметам, расширить их творческие способности.

      В прошлом учебном году  мои ученики принимали  участие в международных и всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок », «КИТ» и «Кенгуру», где показали достаточно неплохие результаты. Хочется отметить, что участие в конкурсе приняли все желающие, независимо от уровня развития. Это дало школьникам поверить в свои силы и возможность раскрытия собственного потенциала. В этом учебном году количество желающих проверить свои способности заметно увеличилось.  

     Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. В этом учебном году ученики моего класса приняли участие в всероссийском конкурсе «Познание и творчество», Филатов Иван в номинации «По страницам истории», Макарова Виктория в номинации «Приглашаем в огород».

         В нашей школе существует широкий выбор  кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся.  Педагогическим коллективом школы и педагогами дополнительного образования создаются условия одарённым детям для реализации их творческих способностей.

     Вся информация о наших достижениях  размещается на сайте школыи в Дневнике.ру, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Наиболее положительно на развитие и нравственное становление учащихся повлияли методы убеждения и поощрения – запись благодарностей  в дневники: за активное участие в классе, за лучшее дежурство в классе, за помощь классному руководителю и т.д

       Безусловно, процесс поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми  будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом  не только один учитель, но огромный вклад вносит и  родитель. Да, одаренные ребята в нашей школе есть, благодаря системной работе с каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми. Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся.
     Целенаправленная работа с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества.
Данная   система работы  дает  возможность одаренным  ученикам   приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логического    мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.

Предполагаемые результаты моей работы с одарёнными детьми:

  • увеличение числа одарённых детей;
  • активность учащихся в урочной и внеклассной деятельности;
  • повышение уровня индивидуальных достижений  учащихся в  тех областях,   в которых есть у них способности;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью.

     Данные показатели позволяют судить о том, что  вышеизложенная система работы с одаренными детьми дала положительный результат. Поэтому я считаю, что следует продолжить свою деятельность в этом направлении:

  1. обеспечение условий для творческого становления детей;
  2. работа с родителями способных и одарённых детей, оказание им

          методической и практической помощи;

    3) сотрудничество с психологом, педагогами и родителями в  создании условий для развития природных задатков школьников;

    4) поиск и внедрение новых педагогических технологий  в образовательный и воспитательный процесс;

5)работа с  учреждениями дополнительного образования, организациями и ведомствами, заинтересованными структурами по работе с одаренными детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....

Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...