Методическое сообщение
методическая разработка по теме

Балвакова Галина Валентиновна

Методическое сообщение для МО воспитателей среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

От всех болезней душевных

предохраняла человека нравственная наука –

наука познания себя. Надо эту науку преподавать как можно раньше.

Е.В. Сырейщиков.

Пространство этических отношений предельно широко. Этические отношения располагаются во всех сферах жизни человека, пронизывают все социальные структуры, присутствуют во всех явлениях, событиях, ситуациях, эпизодах человеческого бытия на земле. Это и понятно. Ведь там, где рядом с человеком появляется другой человек, возникает проблема соотнесения их интересов и сопряжения различных внутренних миров, не похожих и противоречивых.

Этика – наука, изучающая законы, по которым человек живёт, строит свои отношения с окружающим миром, организует свое поведение.

Этика школьной жизни – это целенаправленно организованная жизнедеятельность детей в школе по моральным нормам современной общечеловеческой культуры.

Методическая тема для 5 класса называется “Правила вежливого человека” и нацелена на формирование у младших подростков представлений о нормах культурной жизни, воспитание готовности к социально - ответственному поведению, создание условий для развития навыков самооценки.

Ведущими педагогическими задачами в работе с младшими подростками, являются:

  • коррекция отклонений в поведении и нравственном развитии;
  • создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения;
  • формирование ценностных отношений.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим  ценностям. Таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание.

 Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его.  Надо    признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Освоение, усвоение, обретение общечеловеческих личностных и гражданских ценностей и составляет основное содержание гуманистического воспитания.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не должны быть не замечены и не проанализированы педагогом. Важным условием воспитания гуманности, является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.  Этические нормы -  это  правила поведения, определяемые этими качествами. Часто в качестве синонима слова «мораль» используют понятие «этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль.

Иначе говоря. Нравственность  - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства - как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам, нравственным нормам.  Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать подростка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Этическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Формирование основ нравственной культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях проживания в интернате, при помощи прививания определённого отношения к самому себе,  к другим людям, к дисциплинированности, к труду и природе.

Планирование методической работы по формированию нравственной культуры учащихся  составлено из названных групп отношений:

  • Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Проведён круг общения «Вежливость на все времена» Была поставлена цель: Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку. (Анкетирование, результат, правила вежливости) Беседа «Ты и Вы» Способствовать осознанию значимости человеческого общения, уровня межличностных отношений в коллективе и своего места в его структуре.

Тест «Ваша манера общения» - Выявить уровень представления учащихся о взаимопонимании. Раскрыть причины отсутствия взаимопонимания. Содействовать развитию умения «входить в положение других».

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Проведена обзор – игра  по типу «Поле чудес «Что в имени моём?» Знакомство учащихся с происхождением, значением, историей формирования русских имён. Формирование социальной и этической оценки личных имён. Час общения: «Как стать лучше?» Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействие их стремлению стать лучше. Диалог – практикум « Доброта и слово». Способствовать расширению этического кругозора учащихся  и привитию им определённых навыков культуры речи и доброжелательного общения. Воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.

  • Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.
  • Отношение к природе  состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Беседа «Ханты –Мансийск на ладони» посвящённое 430летию города.

Нравственно-этическая культура является одной из важнейших характеристик личности подростка и представляет собой гармоническую совокупность этического отношения подростка к действительности, развитого этического сознания (этические понятия, взгляды и убеждения) и нравственно-этического поведения.

Методическое сообщение.

«Формирование этической культуры подростков в учебном заведении»

Воспитатель: Балвакова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Формирование навыков культурного общения»

Методическое сообщение на методобъединении воспитателей среднего звена...

Методическое сообщение "Развитие волевых качеств у школьников"

В методическом сообщении "Развитие волевых качеств у школьников" раскрываются понятия о воле, формировании необходимых качеств личности....

Методическое сообщение «О проблеме обучения игре на гитаре в раннем возрасте»

МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ  Ермолович Л.Г. Методическое сообщение «О проблеме обучения игре на гитаре в раннем возрасте»   ...

Методическое сообщение «О форме и содержании урока»

МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Ермолович Л.Г. Методическое сообщение«О форме и содержании урока»Очень важно для педагога научиться распределять время урока ...

Методическое сообщение. "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"

Методическое сообщение. "Технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения в начальной школе"...

Сообщение на школьном методическом объединении

Формирование коллектива младших школьников...

Методическое сообщение на тему: «Разница понятий «методика» и «технология» в коррекционной педагогике»

В силу моды на понятие «Технология» в настоящее время называют всё то, что ранее имело другое обозначение: методика, система работы, комплекс игр, упражнений, метод и др. Это привело к том...