Формирование природоведческих понятий в условиях предшкольной подготовки
учебно-методический материал по теме

Харитонова Ирина Анатольевна

В статье  содержится материал о формировании природоведческих понятий в условиях предшкольной подготовки на основе пособий комплекта "Предшкола нового поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование природоведческих понятий

в условиях предшкольной подготовки

Харитонова

Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 37

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Программы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста направлены на:

  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  • формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Выпускник детского сада, стоящий на пороге школы, должен иметь следующие представления об окружающем мире:

  • знать названия 1-3 комнатных растений
  • знать названия 12 месяцев года
  • знать названия всех дней недели
  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных   видах их деятельности
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки
  • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза)
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока)
  • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)

Основная цель предшкольной подготовки, независимо от программ и УМК – выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Цель УМК «Предшкола нового поколения», по которому я работаю, -  воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

  •   положительное отношение к себе и окружающему миру;
  •   познавательную и социальную мотивацию;
  •   инициативность;
  •   самостоятельность.

Этот комплект помогает ребёнку быть успешным в 1-м классе,  полюбить книгу,  уверенно чувствовать себя в детском коллективе.

УМК «Предшкола нового поколения» помогает подготовить ребенка к школе: физически, психологически, социально, интеллектуально и включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  • развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  • окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  • мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки);
  • основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления об уходе за собственным телом).

Средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки, главными героями которой становятся Маша, Миша и белый барсучок Кронтик. Дети не только следят за событиями волшебной сказки, связывающей все задания, но и сами участвуют в них.

Среди всех пособий этого УМК в нашей школе для работы используются следующие учебные пособия:

  • О.В. Малаховская «Кронтик учится слушать и рассуждать»,
  • Р.Г.Чуракова «Кронтик учится считать»,
  • О.А.Захарова, Р.Г.Чуракова «Кронтик учится рисовать фигуры»

и тетради к каждой книге с такими же названиями для работы взрослых с детьми.

Выбор этих пособий обусловлен тем, что учебный план занятий рассчитан на три  занятия по 30 минут 1 раз в неделю. Охватить содержание всех представленных пособий УМК «Предшкола нового поколения» по такому учебному плану невозможно, поэтому были выбраны наиболее необходимые для будущих первоклассников занятия по развитию речи, развитию интеллектуальных способностей на занятиях математикой и развитию мелкой моторики.

В комплекте представлена книга «Маша и Миша изучают окружающий мир», в которой формирование природоведческих понятий дошкольников строится посредством предъявления  системы экспериментальных заданий. Задания построены в игровой форме. Они ориентируют детей на наблюдение и непосредственное опытно-практическое действие с объектами живой и неживой природы. В комплекте с книгой издается тетрадь «Маша и Миша изучают окружающий мир», содержащая выкройки бумажных изделий, необходимых для проведения опытов.

По нашему учебному плану не предусмотрено использование этих пособий. Но, проанализировав содержание тех книг и тетрадей, по которым работаем мы, можно сделать вывод о формировании природоведческих понятий у будущих первоклассников, так как представленные в них задания позволяют расширить знания детей об окружающем мире, о многообразии растительного и животного мира, а также правил личной гигиены и правил безопасного поведения на улице. В большей степени это проявляется на занятиях по развитию речи и мелкой моторики.

При знакомстве с героями учебного комплекта (Кронтиком, Машей и Мишей) дети расширяют  знания о себе, своей семье, ближайших родственниках, месте проживания и т.п.

В ходе работы по книге «Кронтик учится рисовать фигуры» вводятся новые термины и понятия:

  • гербарий — коллекция засушенных растений;
  • ботанический сад — коллекция живых растений;
  • подорожник — травянистое растение.
  • Лиственные деревья — дуб, клен, липа, тополь;
  • Хвойные деревья — ель, сосна, лиственница. Листья-иголки как отличительный признак хвойных деревьев;
  • Ягодные, лекарственные и декоративные кустарники. Примеры ягодных, декоративных и лекарственных кустарников;
  • Травы, злаковые травы — пшеница, рожь; введение термина «колос», распознавание колосков пшеницы и колосков ржи.

Дети учатся различать объекты окружающего мира по их форме, сравнивать формы листьев разных деревьев (отличие формы листа подорожника от формы листьев полыни и пырея), распознавать деревья по форме их листьев. Узнают примеры ягодных (смородина, крыжовник) и лекарственных кустарников (шиповник, можжевельник), что крапива — травянистое и лекарственное растение.

На занятиях по развитию речи по книге «Кронтик учится слушать и рассуждать» также дети знакомятся с новыми для них понятиями:

  • профессии взрослых
  • «ветер как движение воздуха»
  • повадки животных
  • свойства воды

учатся рассказывать о своем любимом животном

и учатся обсуждать со взрослыми и соблюдать в жизни правила безопасного поведения на улице (переход проезжей части, поведение на пешеходной части дороги); правила безопасного поведения при загрязнении воздуха газом, умение следовать этим правилам.

Кроме этого, имеет место систематизация материала о сезонных изменениях в природе на примере произведений писателей и поэтов.

На всех занятиях, безусловно, идет развитие экологической культуры детей (бережное отношение к окружающей природе).

Формирование первоначальных природоведческих понятий происходит на основе расширения представлений старших дошкольников об окружающем мире, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. (Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д.) Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной работе по их развитию, начиная с предшкольной подготовки и на протяжении всего периода обучения в начальных классах.

С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте   человека. (китайский поэт)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование природоведческих понятий в условиях предшкольной подготовки Харитонова Ирина Анатольевна МБОУ СОШ № 37

Слайд 2

Программы дошкольного образования направлены на: формирование общей культуры развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Слайд 3

Представления об окружающем мире Выпускник детского сада должен знать : названия 1-3 комнатных растений названия 12 месяцев года названия всех дней недели название страны, города, где он живёт, домашний адрес полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности правила поведения в общественных местах и на улице

Слайд 4

Представления об окружающем мире Выпускник детского сада должен уметь : различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности различать диких и домашних животных различать по внешнему виду птиц иметь представление о сезонных признаках природы

Слайд 5

Основная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей детей

Слайд 6

Цель комплекта - воспитывать и развивать у каждого ребёнка: положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. УМК «Предшкола нового поколения»

Слайд 7

Главные герои дидактической волшебной сказки

Слайд 8

Система экспериментальных заданий

Слайд 9

гербарий ботанический сад травянистое растение лиственные и хвойные деревья листья-иголки ягодные, лекарственные и декоративные кустарники злаки Природоведческие понятия на занятиях по развитию моторики

Слайд 10

профессии взрослых «ветер как движение воздуха» повадки животных свойства воды Природоведческие понятия на занятиях по развитию речи

Слайд 11

Природоведческие понятия на занятиях по математике

Слайд 12

Китайская мудрость Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Игровые упражнения для формирования волевых качеств у детей 6-7 лет на занятиях в предшкольной подготовке

Данный опыт предназначен для занятий с детьми 6-7 лет в условиях предшкольной подготовки. Также эти игровые упражнения могут быть использованы родителями или педагогами, работающими в первом классе....

Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа

Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....

«Группа предшкольной подготовки как одно из условий формирования готовности к изменению социального статуса у дошкольников»

Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие го...

«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)

Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее....

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...