Главные вкладки

    «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
    статья по теме

    Костью Елена Юрьевна

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_k_avgustovskomu_rayonnomu_pedsovetu.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА: БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»

    «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

    Автор: Костью Е.Ю.- учитель начальных классов  ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского   района г. Санкт-Петербурга

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы в нашем обществе всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия современного общества и государства, отражающим не только ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому с раннего возраста необходимо формировать культуру здоровья младших школьников.

               За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.

                 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования отмечается, что «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание о организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

                 Формирование культуры здоровья становится всё более актуальным.               Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся.  Существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения нашей страны в ближайшие годы. В связи с этим школа должна внедрять в свою деятельность здоровьесберегающие технологии.

                   Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

                    Цель здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа не имеет права наносить ущерб здоровью школьника. Обучать без вреда для здоровья- это обязательное условие её работы.

                Образовательный процесс должен опираться на следующие принципы здоровьесбережения учащихся:

     - принцип гуманизма

     - принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья

    - принцип сотрудничества педагога и детей

    - принцип индивидуального личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, психолого-педагогическая поддержка

                 «Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»,- говорил профессор Н.И.Смирнов..

                  Основы ЗОЖ закладываются в семье учащихся и продолжают формироваться и развиваться на протяжении всего периода обучения в школе. Под общим контролем должны быть учебные нагрузки, режим дня, двигательные нагрузки, закаливающие процедуры, психологический климат в классе, школе. Школа должна поддерживать постоянную связь с родителями школьников, находить новые формы развлечений и досуга,

    направленные на укрепление здоровья детей.

       Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся требует, во-первых самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления управлять своим здоровьем, во-вторых, валеологическое исследование системы школьного образования и определение его влияния на здоровье учащихся.

    В  школе, где я работаю также внедряются принципы здоровьесбережения. С 1990года наша школа является школой здоровья. У нас широко представлен принцип индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании, а также существует психолого-педагогическая поддержка учащихся. Также в нашей школе создана служба сопровождения школьников. В неё входят: логопед, психолог, социальный педагог.

             Способов включения младших школьников в деятельность по формированию ЗОЖ достаточно много. В своей работе я использую такие формы работы, как: - уроки здоровья

            - «В гостях у Мойдодыра»

            -  выставки рисунков

            -  использование презентаций, посвященных ЗОЖ

            -  физкультминутки

            -  динамические паузы

            -  релаксация

            -  выпуск стенгазет о ЗОЖ

            -  спортивные игры, соревнования

            - анкетирование родителей и учащихся

            - уголок здоровья

                           -  тематические экскурсии                                                -             тематические беседы: о гигиене, вредные привычки,      правильное питание

                                    Вопросы для анкеты:

    1) Что нам помогает сохранить хорошее настроение?

    2) С чего вы начинаете ваше утро?

    3) Что вы пожелали бы своим родным с утра?

    4) Что оказывает положительное воздействие на наше здоровье?

    5) Какое действие оказывают на людей добрые слова?

    6) От кого зависит ваше хорошее настроение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников

    В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

    Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни необходимо понять, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельн...

    Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"

    В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

    ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....

    Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

    «Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

    laquo;Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...

    Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

    Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников...