Статья на тему:"Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников".
классный час по зож (2 класс)

Наталья Щербинина

Вопрос воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития личности в настоящее время является актуальным. Укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, овладение определенными двигательными действиями, формирование интереса к спорту и вовлечение в систематические занятия физической культурой, способствуют достижению высоких спортивных результатов. Стремление показывать высокие знания в области физического воспитания, истории и современной практики олимпийского движения способствует приобщению детей и молодежи к идеалам олимпизма, ориентированных на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Организация работы образовательного учреждения по формированию

         культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Вопрос воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития личности в настоящее время является актуальным. Укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, овладение определенными двигательными действиями, формирование интереса к спорту и вовлечение в систематические занятия физической культурой, способствуют достижению высоких спортивных результатов. Стремление показывать высокие знания в области физического воспитания, истории и современной практики олимпийского движения способствует приобщению детей и молодежи к идеалам олимпизма, ориентированных на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом. Исходя из этого, целью учителя является системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников.

Задачами реализации поставленной цели являются:

- формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- развитие способности осознанно выбирать поступки и поведение, позволяющие  сохранять  и укреплять  здоровье;

- формирование правильного отношения к здоровому питанию, его режиму,  структуре,     полезных продуктах;

- приобщение к соблюдению рациональной организации режима дня,  учебы  и отдыха двигательной  активности;

- создание представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

- обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации)

- вовлечение в систематические занятия физической культурой.

Необходимость формирования ценности здоровья и здорового образа жизни сформирована с учетом факторов,  оказывающих  существенное влияние  на состояние  здоровья  детей:

- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

- особенности отношения обучающихся младшего  школьного возраста к своему  здоровью,  что связано  с отсутствием  у детей опыта  «нездоровья»  (за исключением             детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать            последствия своего отношения к здоровью, его укреплению.

    Наиболее эффективным путем формирования представления о ценности здоровья и здорового  образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа детей, способствующая активной и успешной социализации ребенка в школе.

   Обучение и развитие каждого ребенка в образовательном учреждении может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. Одно из основных условий – личностно ориентированный  подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих уровень подготовки учащихся к школе, общие способности к обучению, уровень доступной ребенку самоорганизации, жизненный  опыт.

  На мой взгляд, особенно важным для сохранения здоровья является развитие у детей способности рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.

В нашем образовательном учреждении система работы по формированию культуры здорового образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков (Схема 1).

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в школе подразумевает соответствие всех школьных помещений санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, организацию горячего питания школьников, оснащение спортивных залов и спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и  инвентарем, а также наличие и организацию работы медицинского кабинета.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Схема 1.

        

Большую роль в формировании культуры образа жизни играют, конечно, родители (законные представители). Организация совместной работы педагогов и родителей заключается в проведении внеклассных спортивных мероприятий, дней здоровья, занятий по профилактике сколиоза и плоскостопия. Классными руководителями на родительских собраниях проводятся беседы и консультации по вопросам физического развития ребенка. Особое место занимает привлечение родителей к участию в Акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!», в рамках которой дети проводят анкетирование и пропаганду здорового образа жизни в поселке.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, обеспечение рациональной организации двигательного режима, а также нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся. Для этого регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: легкоатлетический кросс «Золотая осень», соревнования по туртехнике, настольному теннису и другие мероприятия, ежемесячно – единый день юношеского спорта.

В систему реализации дополнительных образовательных программ входят разные формы организации занятий во внеурочное время. Это и кружковая работа («Спортивный туризм», «Шахматная школа», «Народные игры»), и досуговые мероприятия (экскурсии, походы выходного дня, спортивные праздники), и участие в районных соревнованиях (по спортивному ориентированию, легкой атлетике «Шиповка юных», по шахматам, настольному теннису).

Основные результаты организации работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые предусматривают выявление динамики сезонных заболеваний, травматизма, адаптационного потенциала школьников, уровня физического развития и двигательной подготовленности, а также уровня тревожности и психоэмоционального состояния обучающихся.

Целенаправленная работа в области здоровьесберегающей деятельности помогает молодежи приобрести необходимые знания, сформировать ценностное отношение к физической культуре и своему здоровью, а также получить опыт самостоятельной активности в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества....

Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"

В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....

«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

laquo;Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников...

Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников

Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников средствами игры

Целью стать является анализ игры как средства формирования культуры здоровго и безопасного образа жизни. описание необходимости использования на уроках в начальной школе разных видов игр....