«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
статья по зож на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

«Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_respublikanskom_npk.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

                Министерство науки и просвещения Республики Бурятия

«Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

                                                    (доклад)

                         Подготовила: Дамбиева Аюна Цыденовна – учитель начальных классов  

                                     МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                      Еравнинский район.

                                                  2013 год

                            Оглавление

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей.
  2. Принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей.
  3. Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
  1. Из опыта работы.
  2. Заключение.
  3. Используемая литература.

 

 I.    Введение.

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Сейчас и в России многие работодатели выдвигают свои требования к состоянию здоровья своих работников, но больше это проявляется в частных структурах.

У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Дети должны научиться правильно, планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за всё, включая собственное здоровье и благополучие. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип "потребителя своего здоровья" и начать заботиться о себе.

В  соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов нового поколения  здоровье обучающихся является неотъемлемой составной частью  образовательного процесса:

Базовые документы ФГОС содержат следующие общие положения, касающиеся  сохранения и формирования ценностей здорового образа жизни:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ( «портрет выпускника начальной школы»):

•         Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

•         Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  Требования к результатам:

•         Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны включать:

•        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования …  должны отражать:

Физическая культура:

•         1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,

                                                                                                                           

                                                                                                                                              2

эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации;

•         2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

•         3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

   Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

          во-первых, именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени;

         во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно в стенах образовательных учреждений;

в-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е.  лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. 

в-четвертых, именно в младшем школьном возрасте активно формируются комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек.

                                                                                                                                               

                 

                                                                                                                                           3

  II.    Основная часть.

       Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

  1. Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

           • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

           • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые    

             приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к

             последнему году обучения; 

           • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,

             установок, правил поведения, привычек;

           • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему

              здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с

             отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния

             болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью

             прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в

             свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением

  здоровья и профилактикой его нарушений.

  1. Принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей.

       Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1.Системный подход.

  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребёнка.
  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести

                                                                                                                                                     

воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

                                                                                                                                                4  

2.Деятельностный подход.

Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3.Принцип «Не навреди!»

Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.

4.Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

         Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

            Организуя образование в области здоровья необходимо помнить:

  • если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
  • если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
  • если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде;
  • если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится

                                                                                                                                         5

находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

3.   Основные направления деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.

I. Учет состояния здоровья детей:

1. Анализ медицинских карт обучающихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы класса.

         II. Физическая и психологическая разгрузка обучающихся: 
1. Закаливающие процедуры.
2. Витаминотерапия -  поливитамины (для дошкольников и младших школьников).
3. Организация работы спортивных секций.
4. Проведение дополнительных уроков физкультуры, прогулок на свежем воздухе.
5. Индивидуальные занятия.
6. Общая утренняя гигиеническая гимнастика до занятий.
7. Организация спортивных (подвижных) перемен.
8. Дни здоровья.
9. Физкультминутки (динамические паузы) для обучающихся 1 классов.
10. Организация летних оздоровительных лагерей дневного пребывания при МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»

          III. Урочная и внеурочная работа:
1. Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
2. Спортивные кружки и секции,  занятия на свежем воздухе.

           IV. Соревнования и спортивные праздники:
- "Веселые старты".
- "Папа, мама, я - спортивная семья".
- "Самый сильный, самый смелый".
- «Осенний кросс».
- общешкольные соревнования  «Малые олимпийские игры».
-  народные игры и забавы: «Масленица», «Сагаалган» и другие.

                                                                                                                                            6

    V. Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
1. Тематические беседы, утренники, классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции.
2. Совместная работа с органами здравоохранения, органами внутренних дел  по профилактике нарушения Правил дорожного движения.
3. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через беседы, уроки литературы, окружающего мира, биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры.

            VI. Профилактика заболеваний обучающихся:
- организация медицинского всеобуча,

 - организация медицинского обследования,

- соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися

 - соблюдение гигиенических условий и факторов (шум, освещенность, воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и качество пищи и др.) в школе,

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями (рациональное расписание занятий), дозирование домашних заданий,

 - осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди обучающихся и детсада,

 - обеспечение надлежащих психолого-педагогических факторов (психологический климат в классах и группах, наличие эмоциональных разрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и др.),

 - беседы, лекции, просмотры научно-популярных телепрограмм, видеофильмов, - проведение общешкольных конкурсов "Самый здоровый класс" и "Спортсмен года".

          VII. Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1.Цикл бесед "Гигиена дошкольника".
2. "Да здравствует мыло душистое".
3. "Привычки хорошие и вредные".
4. "Чистота - залог здоровья". .
5. Цикл бесед "Гигиена школьника".
6. "Чтобы зубы не болели".
7. "Беречь глаз как алмаз".
8. "О хороших привычках".
9. "Учимся отдыхать".

                                                                                                                                   7

10. "Ты и телевизор".
11. "ТВ + здоровье".
12. "Твой режим дня".
13. "Не видать грязнулям счастья".
14. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".
15. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".
16. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".
17. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья.

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

1.     Организационное.

  •    Планирование  и  корректирование работы по  формированию   здорового   образа   жизни .
  •    Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к аддиктивному поведению.
  •   Систематическая работа со списком  и  картотекой «трудных» учащихся
  •   Использование возможностей дополнительного образования, социума в работе с детьми.
  •  Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.
  • Создание координационных советов по профилактике злоупотреблений ПАВ.
  • Ежегодно проводить медицинский скрининг состояния здоровья.

   2 .Теоретическое.

  • Создание банка данных научно-методической литературы по теме «Здоровый образ жизни».
  • Создание странички на школьном сайте
  •  Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне школы.
  • Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
  • Развитие тесных взаимоотношений школы с поликлиникой.

               3Практическое.

  •   Профилактическая и информационная работа с родителями.
  •   Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
  •   Профилактическая работа по оздоровлению социальной ситуации внутри школы.
  • Организация взаимодействия между школой и окружающей социальной средой по предупреждению употребления и распространения ПАВ.
  •  Испрользование здоровьесберегающих технологий и методов обучения в школьную программу.
  •  Сотрудничество с медицинскими учреждениями в целях оздоровления детей.
  •  Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
  •  Оказание профессиональной медико-психологической и психокоррекционной помощи детям.
  • Вовлечение детей в спортивные кружки и секции.
  • Воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями

                                                                                                                                                    9

  1. Контроль  и  управление.

Предварительный мониторинг:

- анализ инфраструктуры и внутришкольной среды

- анализ организации учебного процесса

- анализ организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

- анализ организации работы по формированию здорового образа жизни

- анализ состояния здоровья школьников

Выделение школьных факторов риска.

Заключительный мониторинг: оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школьников.

III. Из опыта работы.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированности ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Работая в школе 20 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед «Здоровьесберегающие технологии в школе и семье» по формированию у детей здорового образа жизни, формированию гигиенических навыков, по профилактике простудных заболеваний. У меня сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе, в первую очередь, над самосовершенствованием, также с учениками,  родителями.

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

                                                                                                10

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.

Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учётом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зелёного цвета, проведено дополнительное освещение над доской, много комнатных растений.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, либо с применением ИКТ. Использую элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: Упражнения по формированию осанки, Укреплению зрения, Укрепления мышц рук, Отдых позвоночника, Упражнения для ног, Релаксационные упражнения для мимики лица, Потягивание, Массаж области груди, лица, рук, ног, Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В своей практике применяю здоровьесберегающие технологии, такие как творческие мастерские, адаптивная технология. Существенными признаками являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

В школе проходил месячник «Я» - за здоровый образ жизни!». Проведены классные часы по профилактике вредных привычек «Курить – здоровью вредить», «Нет наркомании и токсикомании».

В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

                                                                                                     11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

  1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: «ВАКО», 2007.
  2. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-М.: «ВАКО»,2007.
  3. Начальная школа . 2004. №7, Уроки здоровья.
  4. Сборник «Внеклассные мероприятия».- М.: «ВАКО»,2006.
  5. 1000 веселых загадок для детей.- М.: ООО «Издательство АСТ»,2003.
  6. Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества....

Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"

В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников...

Статья на тему:"Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников".

Вопрос воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития личности в настоящее время является актуальным. Укрепление здоровья, сове...

Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников

Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников средствами игры

Целью стать является анализ игры как средства формирования культуры здоровго и безопасного образа жизни. описание необходимости использования на уроках в начальной школе разных видов игр....