«Изменение качества наглядности по средством технических возможностей документ-камеры»)
материал по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

         Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

        С началом использования в обучении компьютерных технологий задача педагога «сделать объяснение  как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась. Появились новые возможности: используя документ-камеру, проектор, экран и компьютер, все объекты можно показать в увеличенном виде всем ученикам сразу, легко и быстро переключаться с одного средства наглядности на другое, создавать ту наглядность, которую педагог считает необходимой для доходчивого и интересного изложения предлагаемого материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_rabota_s_dokument-kameroy._naglyadnost.doc473 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14

Районный мастер-класс

«Возможности использования учебно-лабораторного оборудования ФГОС НОО»

Методическая консультация:

«Изменение качества наглядности по средством технических возможностей документ-камеры»)

Автор: Карпова Ольга Евгеньевна

              учитель начальных классов

I квалификационной категории

г.Тайшет

2013 г.

Вступление

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Особенно важно использовать как можно больше изображений, объёмных предметов, динамических пособий на занятиях, где педагог говорит о живых объектах и явлениях, происходящих с ними.

С началом использования в обучении компьютерных технологий задача педагога «сделать объяснение  как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась. Появились новые возможности: используя документ-камеру, проектор, экран и компьютер, все объекты можно показать в увеличенном виде всем ученикам сразу, легко и быстро переключаться с одного средства наглядности на другое, создавать ту наглядность, которую педагог считает необходимой для доходчивого и интересного изложения предлагаемого материала.

Часто готовая наглядность, готовые задания на закрепление и контроль знаний, наработанные учителями и методистами за прошлые годы педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так учитель реализует свой творческий потенциал и получает возможность создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль знаний учащихся станет более точным. На данном этапе использования компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но уже незаменимым помощником в работе учителя, т.к существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности.

Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.

Основные направления использования:

  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке. (Показать иллюстрации из книг, словари и т.п.) В этом направлении педагог имеет возможность:

- демонстрации рисунков, схем из журналов, книг, учебника и т. д.

- демонстрации мелких элементов декора;

- демонстрации объемного объекта под разным углом зрения;

- кроме того можно использовать функцию микроскоп. Для этого используется специальная насадка

  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы. (Показать виды контроля с примерами тетрадей обучающихся, альбомы с работам)
  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке. На занятиях часто требуется продемонстрировать работу, когда:

- нужно показать последовательность действий.

- продемонстрировать приемы работы (приклеивание мелких элементов, минутки чистописания и т.п); Очень часто использую документ камеру на уроках изобразительного искусства. Например, при изучении темы «Рисовать можно пятном» 

- Еще одну возможность предоставила нам документ-камера - почувствовать себя актерами-кукловодами. Организовать теневой театр можно и без громоздких занавесов. Вырезав фигурки из черного картона, прикрепляем к ним проволочки и начинаем действо. Два кукловода лихо управились с десятком объектов, зрители рукоплескали. Дети не только придумали сюжет, изготовили персонажей, но предложили технологию воплощения: перемещаем темные объекты на белом столе под документ-камерой, а проектор помогает проецировать все на большой экран.

-  Не всем дается с легкостью орудовать циркулем для доски и такими же огромными угольниками, да еще и делать все быстро и аккуратно. Учащимся так проще понять, как правильно держать инструменты при построении объектов, когда учитель использует аналогичные с ними инструменты документ-камера здесь хороший помощник.

- Незаменимым помощником документ-камера становится при воспроизведении "живых опытов” особенно на предметах естественного цикла. Просто делаем опыт в поле видимости камеры и периодически сохраняем промежуточные результаты для подробного описания демонстрации или составления инструкционной карты.

- собрать интеллектуальное лото, решить кроссворд, выбрать правильный ответ в викторине с закрытым типом вопроса - все это позволяет быстро сделать решение открытым и привлечь учащихся к самопроверке

  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования. С помощью документ-камеры можно сохранять изображения поделок, иллюстраций, объемных изделий. В памяти сохраняется до восьмидесяти слайдов, но при использовании программного обеспечения, в памяти компьютера можно сохранять большой объём информации, таким образом, документ-камеру можно использовать как сканер. Полученные фото можно размещать  несколько на одном слайде для сравнения изображённых на них объектов и использовать этот приём при объяснении нового материала или для закрепления и контроля знаний. Например, при изучении тканей, предлагая найти отличия в строении двух или более видов тканей, ученики  видят крупные изображения, работают совместно, стремятся первыми найти ответ. Это способствует наилучшему усвоению информации.

Итак, на уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования. При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. 

Методическая консультация

Основная панель документ-камеры

Источник света – нужен для того чтобы отключить или включить по требованию подсветку на документ-камере

Автофокус –делает максимально качественное изображение объекта

Дополнительная настройка – ручная настройка яркости, контрастности объекта

Повороты по часовой и против часовой стрелки

Фиксация изображение или стоп-кадр

Очистить все. Удаляются все пометки сделанные на зафиксированном изображении, очистит экран

Сохранение объекта в буфер обмена для дальнейшего его перенесения в блокнот

Увеличение, уменьшение объекта или стандартный вид

Панель инструментов – открывает панель инструментов для работы с изображением

Видеозапись. Открывает диалоговое окно для видеозаписи фрагмента

Во весь экран. Функция позволяет открыть изображение во весь экран

Функции видеозаписи

Начало записи

  1. Запустите MimioStudio.
  1. Щелкните стрелку справа от кнопки «Записать»  и выберите из списка вариант записи.

Параметр

Описание

 Записать рабочий стол

Записывает весь рабочий стол (по умолчанию).

 Записать окно

Записывает указанное окно.

 Записать область

Записывает выделенную область экрана.

  1. Непосредственно перед началом презентации нажмите кнопку «Записать».
  • Если выбран параметр «Записать окно», укажите записываемое окно.
  • Если выбран параметр «Записать область», выделите курсором мыши записываемую область.

В ходе записи средство записи MimioStudio будет автоматически свернуто и отображается на панели задач в виде значка средства записи MimioStudio 

Предварительный просмотр записи

  • Нажмите кнопку «Воспроизвести» .
  • Запись будет открыта в медиапроигрывателе по умолчанию.
  • Закройте проигрыватель перед началом новой записи.

Видеофрагмент можно сохранить в галерее или на рабочем столе, для дальнейшего использования.

Панель инструментов

Особо остановлюсь на вкладке «Приложения», которая включает в себя функции:

«Шторка», которая позволяет показывать нам определенную часть листа; «Фокус» - позволяет обратить внимание детей на нужную часть рисунка, «Текстовые инструменты» открывает виртуальную клавиатуру;

«Быстрый опрос»

«Запись» - открывает панель видеозаписи, о которой говорилось выше

«Средство просмотра» включает (выключает) окно документ-камеры

«Дополнительные инструменты» это «Калькулятор», «Экранная лупа», «Веб-обозреватель»

Показ создания видеозаписи «Лиса и тетерев» (теневой театр)

Вывод:

Используя документ-камеру на  занятиях наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, природные объекты, пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран.  Проецируя на экран,  педагог, экономит время, обращает всеобщее внимание на важные детали изучаемого. Замечательно и то, что можно запечатлевать предметы и процессы с помощью видеосъёмки, а затем не расходовать время на подготовку объектов и техники во время занятия.

Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у детей возрастает.  Причины возрастания интереса и внимания легко объяснить тем, что на экране всё выглядит большим, ярким, объёмным, а значит,  гораздо легче привлечь всеобщее внимание. Кроме того, когда один из учеников выполняет задание и его работа проецируется на экран, остальные дети пристально наблюдают за этим интересным процессом и вольно или невольно усваивают предлагаемый материал.

При использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт понимание  объясняемого материала.  У педагога появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Используя программное обеспечение документ-камеры, можно  легко строит на экране крупные наглядные схемы. Подобные приёмы можно совершать и при установлении логических связей между объектами, изображёнными на фотографиях и рисунках созданных при помощи документ-камеры.

При использовании  заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании ребят легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие понимание и, что очень важно, запоминание изучаемого материала.

Литература

  1. Корчажкина О. Думы о документ-камере: психолого-педагогические аспекты применения документ-камеры http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=498&showentry=506
  2. Нестеров А. Документ-камеры в школьной практике // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). – 2008. — № 16. – С. 18 – 19. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...d=9&app=ikt.
  3. Нестеров А. Документ-камеры для школ // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 18. – С. 16–17. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=13&app=ikt.
  1. Нестеров А. Достоинства отдельных моделей документ-камер // ИКТ в образовании (приложение к «Учительскойгазете»). – 2008. — № 20. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=18&app=ikt.
  2. Нестеров А. Новые возможности документ-камеры для педагогов // ИКТ в образовании (приложение к «Учительской газете»). — 2008. — № 22. – С. 22–23. http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_ad...=22&app=ikt.

Выводы.

1.  С началом использования в обучении компьютерных технологий задача учителя «сделать объяснение учебного материала как можно более наглядным, а значит и наиболее доступным», значительно облегчилась.

2.  Документ-камера снабжена программным обеспечением, которое позволяет сочетать функциональные возможности камеры и компьютера. Поэтому документ-камера, является инструментом, расширяющим и дополняющим возможности компьютера в использовании и создании средств наглядности в учебном процессе.

3.  Наглядность изучаемого материала значительно возросла. Все иллюстрации, природные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран.

4.  Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у ребят на порядок выше, нежели, при демонстрации оных в натуральном виде.

5.  Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого.

6.  Запоминаемость сложного материала, терминов, законов значительно возросла, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании ребят легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....

Работа с документ-камерой.

Современный урок современного учителя невозможен без использования современных технических средств обучения. Одно из таких средств - документ-камера. Насколько эффективно использование на уроке этого ...

Документ-камера как средство обеспечения качества образования.

Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Часто педагога не вполне удовлетворяет та готовая наглядность, которыми он располагает. ...

Доклад на областной научно-практической конференции учителей "Документ-камера как средство обучения в начальной школе".

Доклад содержит материал о возможностях использования документ-камеры в учебном процессе....

Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".

Презентация содержит материал по  использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....

Способы реализации дидактических возможностей документ-камеры в обучении и воспитании младших школьников

В статье представлен анализ различных вариантов использования  в учебно-воспитательном процессе документ-камеры модели AVerMedia CP300. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого из вариан...

Возможности использования документ-камеры в начальной школе.

Эта статья посвящена использованию документ - камеры на различных  уроках в начальной школе. Рассматривает основные  её функции. Докумет - камера  облегчает работу учителя, упроща...