О технологии критического мышления в начальной школе.
статья по теме

Бахметова Марина Николаевна

В современном обществе происходящие перемены выдвигают в качестве приоритетной, проблему использования новых технологий в обучении и образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_uchitsya_ili.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

О технологии развития критического мышления в начальной школе.

 

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.

Основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и заложено в качестве основных целей обучения во многих программах образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического, творческого мышления, умения работать с информацией. Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.

В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование  критического мышления является наиглавнейшей задачей системы образования в целом.

 Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные пед технологии. Одна из приоритетных- Технология развития критического мышления. Применять её можно на всех учебных предметах.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:· Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) · Осмысление содержания (получение новой информации) · Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Термин критическое мышление  употребляли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления. Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Д.Браус и Д.Вуд говорят, что это поиск  здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.  Сергей Зар-Бек говорит,  что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

А любой ли человек может мыслить критически? С кого возраста необходимо развивать критическое мышление ребенка? Как  вообще его можно развивать?

Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. А для того, чтобы учащийся на данном этапе мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя,  развивать критическое мышление надо уже с первых ступеней школьного обучения.

Сегодня у педагогов есть возможность применять  в своей работе технологию развития критического мышления  посредством  чтения  и письма (ТРКМЧП).

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение  потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление (содержание), рефлексия.

 Фаза вызова.

1) Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?

1.Кластер В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Н-р: имя сущ.

 2. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

3. Верные – неверные утверждения «Да – нетка».Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет». Н-р местоим.

4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

6. Приём «Верные – неверные утверждения» Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.

Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые  им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку.  Методы и приемы ТРКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.

 II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия) Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

1.Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометкамиявляется составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать (ЗУХ).

2.Это может быть составление сюжетной таблицы.

3.Прием “Диаграммы сравнения”Цель: развитие умения сравнивать и обобщатьУчитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.Пример. Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
4.Метод«Думательныхшляп»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа: статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ееполучить.
Красная шляпа:эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!

На заключительной фазе  урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

 III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

1.Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Дается памятка написания письма.
2. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.

Базовая модель урока в технологии развития критического мышления может быть реализована с помощью различных стратегий. Стратегия в педагогике – это последовательность шагов, повышающая вероятность достижения запланированного результата. Любая стратегия представляет собой совокупность приемов, реализующих все три стадии урока: Вызов – Содержание – Размышление. В ТРКМЧП применяются следующие методы и приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ. Опыт показывает, что смоделировать урок  в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приема ТРКМЧП, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как  правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что дает «Чтение с остановками»?  И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

1. Кластер – данный прием предполагает  выделение смысловых   единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет «Человек» ( это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем,  каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые  из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается.

 2.  Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Опишем возможности использования данной стратегии на уроках окружающего мира («Школа 2100», 4 класс). При изучении темы «Что такое кровь?» у детей получился такой синквейн:  

                                                 Кровь

                                                 Жидкая, красная

                                                  Пульсирует, переносит, защищает

                                                  Транспортная система нашего организма

                                                  Ткань

 

 3.  Фишбоун (рыбий скелет) – чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.

4.  Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?

            Используя тот или иной метод, прием ТРКМЧП педагогу следует учитывать возрастные особенности обучающихся.  Приемы «РАФТ», «Фишбоун», «Кластер», «Верные и неверные утверждения» в начальной школе применяются успешно. Большим полем деятельности в применении ТРКМЧП в начальной школе  являются  уроки окружающего мира, литературного чтения, введения в историю.  Применение приемов и методов ТРКМЧП не ограничивается  только урочной деятельностью. Опытные педагоги активно используют данную технологию и при проведении родительских собраний, классных часов, во внеклассной работе.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМЧП  учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.

           

 Список литературы.   1. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007,  № 7, с.68-70.

2.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

3. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

Использование технологии критического мышления в начальной школе

Использование технологии критического мышления в начальной школе...

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась  найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...