Главные вкладки

    Применение технологии критического мышления в начальной школе
    статья на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение технологии критического мышления в начальной школе

                                                                                                       Лазарева Лариса Александровна

                                                                                                                учитель начальных классов

    МБОУ "СШ№8"

     

    Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды.

    Одной из такой технологией является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

    Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

    1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
    2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).
    На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
    3 этап — «Рефлексия» (размышление).
    Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

    1. На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе — обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

    Приёмы, используемые на этом этапе на уроках чтения:

    1.1. Таблица «Знаю — хочу знать — узнал»

    Перед учащимися ставятся вопросы:

    Что вы знаете об этом

    Что узнали нового?

    Что вы считаете нужным узнать?

    Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

    Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

    Знаю

    Хочу знать

    Узнал

     

     

     

    1.2. Прием прогнозирование

    Наводящие вопросы учителя:

    1.3. Приём «ассоциация»

    Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании , обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется?

    Прошу сформулировать свои догадки.)

    1.4. Дерево предсказаний

    Этот прием помогает строить предположения по поводу например развития сюжетной линии в рассказе, повести.

    Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    2. Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе — установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

    2.1. Прием «Чтение — суммирование в парах»

    Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали

    2.2. «Чтение с пометами»

    Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

    Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! — этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами

    2.3. «Работа с вопросником»

    Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

    2.4. «Уголки»

    При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

    2.5. «Взаимоопрос»

    Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    3. На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа

    3.1. «Написание творческих работ»

    Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

    3.2. «Создание викторины»

    Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

    3.3 «Синквейн»

    Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
    4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Как это делать:
    Названи (обычно существительное)___________________________
    Описание (обычно прилагательное)____________________________
    Действия___________________________________________________
    Чувство (фраза)_____________________________________________
    Повторение сути____________________________________________

    3.4. «Логическая цепочка»

    После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

    3.5. «Кластер»

    Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

    Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

    Например, центр — название темы,

    4. Очень популярен на уроках чтения приём «Чтение с остановками».

    1. Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц

    Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

    Данный прием содержит все стадии технологии.

    Схема реализации:

    А) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным — не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничатся краткой информацией о личности автора.

    Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

    В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (" Что заставило героя поступить именно так?«, «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые — красным.

    Применение данных приемов на разных уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

    Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

    Использование технологии критического мышления в начальной школе

    Использование технологии критического мышления в начальной школе...

    Использование технологии критического мышления в начальной школе.

    Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась  найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...

    О технологии критического мышления в начальной школе.

    В современном обществе происходящие перемены выдвигают в качестве приоритетной, проблему использования новых технологий в обучении и образовании....

    Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

    Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

    Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"

    Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...