Рабочая программа по программе Начальная школа 21 века для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме

В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо (Савенкова), технология (Лутцева), "Мастерская выразительного чтения" Синицин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass_nachalnaya_shkola_21_veka.rar265.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОРОМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАЛМАНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«ПРИНЯТА»

Руководитель МО

_____________/___________/

                  ФИО

Протокол № _______

от «__»_________20___г.

 

«Утверждаю»

Директор _____________/С.Ф. Бунет/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

в 4 классе

на 2013 - 2014 учебный год

рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009)

               

                                                                              Составитель:  Алгазина Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория

                                                                                                         

                                           

         

                                                        с. Новороманово, 2013

Пояснительная записка

     Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Искусство».

Общая характеристика учебного предмета

     Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

     Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного,  гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

     Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

     Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

     В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

     Задачи курса «Изобразительное искусство»:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными    материалами.

     В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час.

     Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную  эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение.

                     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание, на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, творческий потенциал, мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

     Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

               

       Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:

  • развитие художественного вкуса и способность к эстетической оценке произведений искусств;
  • ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения;
  • испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках;
  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметными результатами изучения курса «Изоьразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
  • выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
  • оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в дополнительной литературе, предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
  • использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устную речь с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника;
  •  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы;
  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  • восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета

     

     Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.

   Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.

                                         

     Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Пластова и др.). Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

      Роль контраста в композиции. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Штрих, пятно и художественный образ. Природные формы. Силуэт. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

      Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, Япония, Индия). Образ защитника Отечества. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды.

Опыт художественно-творческой деятельности

     Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, фотографии, акварели, пастели, глины, восковых мелков, туши, карандаша, подручных  природных материалов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение  отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс: 4Б  

Учитель: Алгазина Наталья Викторовна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков_____, зачетов_____, тестов___ч.;

Административных контрольных уроков______ч.

Планирование составлено на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009).

Учебник: «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.,  Богданова, 4 класс, М: Вентана – Граф, 2009.

Рабочие тетради: «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова, М: Вентана – Граф, 2009.

Дополнительная литература: Методическое пособие для учителя Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова ,3- е изд. – М: Вентана – Граф, 2009.

№п/п

Тема  урока

Кол-во часов

К.р., тест, проверочная

По плану

По факту

Примечание

1

Композиция в изобразительном искусстве

1

2

Экскурсия в природу на открытое пространство

1

3

Пейзажи нашей Родины

1

4

Пейзажи нашей Родины

1

5

Архитектура разных мест.

Аппликация «Деревенская улица»

1

6

Архитектура разных мест.

Аппликация «Деревенская улица»

1

7

Творческая мастерская. Образ дома.

1

8

Творческая мастерская. Образ дома.

1

9

Иллюстрирование к сказкам разных народов.

1

10

Жанры изобразительного искусства (анималистический,мифологический)

1

11

Национальный костюм. Орнамент.

1

12

Национальный костюм. Орнамент.

1

13

Традиционное ремесло крестьян и их одежда

1

14

Традиционное ремесло крестьян и их одежда

1

15

Волшебное растение

1

16

Волшебное растение

1

17

Катание с ледяной горки. Знакомство с пропорциями человека.

1

18

Катание с ледяной горки. Знакомство с пропорциями человека.

1

19

Экспедиция в места народных промыслов (заочная экскурсия)

Игрушки своими руками(пластилин).

1

20

Экспедиция в места народных промыслов (заочная экскурсия)

Игрушки своими руками(пластилин).

1

21

Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики

1

22

Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики

1

23

Сказка о декоративном искусстве

1

24

Сказка о декоративном искусстве

1

25

Жанры ИЗО. Портрет

1

26

Жанры ИЗО. Портрет

1

27

Весна - красна

1

28

Весна - красна

1

29

Полет на другую планету

1

30

9 мая – День Победы.

1

31

Панно «Бабочки, жуки»

1

32

Панно «Бабочки, жуки»

1

33

Тематическое рисование «Цветущий луг»

1

34

Тематическое рисование «Цветущий луг»

1

Итого: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.,  Богданова, 4 класс, М: Вентана – Граф, 2009.

2. Рабочие тетради. «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова, М: Вентана – Граф, 2009.

3.Методическое пособие для учителя Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова ,3- е изд. – М: Вентана – Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века"(4 класс)

тематическое планирование и пояснительные записки по предметам...

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс

Программа соответствует ФГОС и включает планирование по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, физическая культура...

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Русский язык"

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Математика"

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс....