Главные вкладки

    Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся во время внеурочной деятельности через осуществления работы по курсу "Умники и умницы"
    статья (3 класс) по теме

    Кулясова Инна Евгеньевна

    Выступление на методическом объединении

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

     Развитие  познавательных интеллектуальных способностей учащихся

    во время внеурочной деятельности через осуществления работы по курсу «Умники и умницы»

                 

                                Выступление на методическом объединении 2013 год.

    Кулясова И.Е.

             

     

        Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности ,необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания ,умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

        Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, пространственного воображения и ряда  других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

           Значимость специальных занятий  в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена прежде всего тем  обстоятельством, что только репродуктивная деятельность без активации творческих способностей не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление  базовых навыков, которые имеют единственное решение и ,как правило. единственный  заранее предполагаемый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал.

    С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребёнка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателем зависят, главным образом ,от прилежания и старательности и не учитывают проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

        Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной  и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны),так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

           Занятия ,специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психико - физиологические  особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной  сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на  интеллектуальную и личностную сферы ребёнка.

        Актуальность программы «Умники и умницы», которая входит в обще интеллектуальное  направление, определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

     В основе курса «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

       Содержание программы «Умники и умницы» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

     Основные виды деятельности учащихся:

    -решение занимательных задач;

    -оформление математических газет;

    -участие в конкурсах различного уровня;

    -проектная деятельность, творческие работы

    -самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

     На  кружке «Умники и умницы» систематически и целенаправленно развивать познавательные и интеллектуальные  способности своих учеников. Занятия провожу два  раза в неделю по 45 минут.

     Прежде всего занятия  отличаются тем, что ребёнку  предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.

       На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

           Для проведения занятий «Умники и умницы» предлагается учебный комплект, состоящий из двух тетрадей на печатной основе на каждое полугодие ,методического пособия для учителя, в котором предлагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради и программы курса.

           Система представленных на занятиях  задач и упражнений позволяет решить три аспекта учебной цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

     Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

    Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе ,умение контролировать свою работу.

        Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

    Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

    Развитие сенсорной сферы ребят(глазомера, мелких мышц кистей и рук)

    Развитие двигательной сферы.

      Воспитывающий аспект: воспитание системы межличностных отношений(формирование « Я –концепция»)

                 Модель занятия

    • Мозговая гимнастика(2мин.)
    • Разминка(3-5 мин.)
    • Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания,

              воображения, мышления.(10 мин.)

    • Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения(2 мин)
    • Логическо - поисковые задания(10 мин)
    • Весёлая переменка (3 мин.)
    • Нестандартные задачи(10-15 мин)
    • Оценивание своей работы

    Мозговая гимнастика(2мин.)

    Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежавших в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики»: «Качание головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений».

    Разминка(3-5 мин.)

    Основной задачей данного этапа является создание у ребят положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие ,способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

    Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.(10-15 мин.)

    Задания, используемые на этом этапе не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответственную динамическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

    (Тренировка зрительной памяти. Игра «Внимание»)

    Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения(2 мин)

    Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

    Логическо -поисковые задания(10 мин)

    На первом этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности ,строить простейшие предложения, проверять их, делать выводы, «добывать новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения  предложенного задания.

        На всех  этапах логически -поисковые  задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка и музыки. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.

    Весёлая переменка (3 мин.)

    Динамическая пауза  в составе занятий развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

      Нестандартные задачи (10-15 мин)

    Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительную деятельность и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления., т.е. развитию творческих способностей детей.

    На каждом занятии обязательно отводиться коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки ( по отношению к ее завышенному состоянию ) у детей , отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.

    Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.

       Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям,  выявляя особенно одарённых учеников.  Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, особенности, таланты.

      Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию интеллектуальных  способностей, являются олимпиады.

         В последнее десятилетие такие олимпиады проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже не большие и как будто незначительные ,но в них-ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.В целом они служат развитию творческой инициативы  ребенка, поэтому  на кружке «Умники и умницы» я отвожу работе с наиболее способными учениками класса. На этом занятии  ребятам предлагаются оригинальные и познавательные задания из школьных олимпиад по различным предметам.

         Учебная деятельность детей с трудностями в обучении отличается озлобленностью  регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию, необдуманность ,импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности, малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

    Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечается выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости  выполнения длинного ряда операций.

        Мыслительная деятельность  таких детей  характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью ,склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Недостаточная сформированность основных мыслительных  операций, проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания  дети опускают детали ,затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, в обобщении.

        Дети, отстающие в обучении. испытывают затруднения в планировании предстоящих действий ,в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают её в целом и руководствуются при выполнении задания каким –либо одним из требований. Словесные отчёты детей о произведённых действиях недостаточно точны. Ребёнку иногда бывает легче выполнять действие по инструкции, чем рассказывть о проделанном . Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

        Всё вышеперечисленное ,несомненно является причиной тех трудностей. которые испытывают отстающие в обучении дети. Очень важно помочь тому, кто послабее. Поддержать и вдохновить. вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы(разумеется, если мы ,взрослые-друзья

         В результате занятий в кружке «Умники и умницы» дети достигли значительных успехов в своём развитии. Они многому научились и эти умения применяют в учебной работе., что приводит к успехам. А это означает. что возникает интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни ,даваемые учителем, существенно расширяют знания детей о мире, способствуют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

     Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее.  Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

    Главная формула  моего профессионального успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

    зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)...

    Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

    Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

    Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.

    В жизни каждого человека  наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейшую судьбу. Такое решение приняла и я тридцать семь лет назад, когда поступила в Ичалковско...

    Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

    развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

    ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

      Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость , особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, соз...

    Выступление на МО по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

    Традиционно проблемы развития познавательного интереса ребенка  решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю&raqu...