Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)
материал (4 класс) по теме

Одношевина Марина Болиславовна

Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Основы религиозных культур и светской этики.

            Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях». (слайд 1-3).

            С прошлого года в нашей школе стал преподаваться курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение этого курса в учебный план является  актуальным, так как  программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет  комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

       Введение в школе  курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско - разъяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучались их дети.

         Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры.
  2. Основы исламской культуры.
  3. Основы буддийской культуры.
  4. Основы иудейской культуры.
  5. Основы мировых религиозных культур.
  6. Основы светской этики.       (слайды 9 -14)

         Для изучения этого предмета в  нашей школе были выбраны модули «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», Основы православной культуры». Я вела модуль « Основы мировых религиозных культур».

         Конечно, преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур обеспечено  учебно-методическим комплексом. Он разработан с учетом возрастных особенностей  обучающихся. Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

         Но, тем не менее, я, думаю, что и учителя, которые вели или ведут этот предмет столкнулись с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Методическое сопровождение недостаточное. А  хотелось бы иметь под рукой такую книгу, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходилось использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

            Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывали материалы, разработки  уроков размещенные  на интернет- сайтах.

              Существовала и проблема в отборе содержания. Цели и задачи, поставленные в рамках курса, на мой взгляд, недостижимые за короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области. Хоть мы и прошли курсы по этому предмету. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 10-11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой я  ставила более реальные цели - заложить основы для этого.

            Исходя из этого мною были поставлены задачи: дать первичное представление о добре и зле; о происхождении мировых религиозных культур, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки; открыто высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников и вероисповедания других людей.

           В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным. Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения (презентации). Применяла технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, различные творческие задания, современные формы и приемы обучения.

На уроках дети много рассуждали, доказывали, не боялись ошибиться. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответ. Они с увлечением рассматривали иллюстрации, читали тексты. Пытались анализировать то, что узнали.

Безотметочная система не ограничивала детей. Очень часто дети самостоятельно готовили сообщения к урокам, делились своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам, что получило возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.

                  В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном, о мировых религиях, их праздниках, обычаях.. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как  речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

                 Для своих уроков придумывала разные игры и задания. Постоянно использовала компьютер, так как на каждом уроке работала с диском к учебнику, составляла презентации с новыми терминами. (слайды 12 - 22)

                 Использовала напечатанные задания.  Дети с интересом работали над каждым заданием, исправляли друг друга, составляли сами такие же задания.

              Хочу привести примеры заданий, которые я использовала на уроках «Основы мировых религиозных культур».

       1.Для закрепления изученных понятий использовала кроссворды.

2.Для подведения итогов или домашнего задания предлагала тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учились использовать накопленные знания и учились пользоваться записями в тетрадях. (слайд 23-29).

3.При проверке домашнего задания предлагала ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

            Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. Группы, в которых я работала, образованы из учащихся разных классов. Дети объединены в группы по заявлению родителей. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовились к урокам.

          Вообще подготовка к урокам этого курса занимала большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополнялся словарный запас наших учеников, развивалась речь и, конечно же, положительная мотивация. Ребята завели словарик терминов. Диалог с детьми я старалась строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

              Итоговый урок по курсу показал  положительное отношение учащихся к данному курсу, их заинтересованность и желание продолжать изучение содержания ОМРК. Основной этап урока был отведён творческим отчётам детей о полученных знаниях по модулю «ОМРК». Отчеты были представлены в форме презентаций по темам, которые им понравились.    (слайды 36-54)

              Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

          Личностные: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

          Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, умение решения учебных задач, взаимодействия в команде.

          Предметные: понимание детьми основных нравственных ценностей.

          Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве  со стандартом второго поколения (ФГОС) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

           Преподавание этого предмета неограниченно рамками урока, те ориентиры нравственности, которые закладываются на уроке, воплощаются в жизнь, и в этом принимают участие родители. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Включение родителей - это необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

          Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение модуля «Основы мировых религиозных культур » будет неполноценным и недостаточно эффективным. Важно не только понять нравственные ценности, но и принять, а это возможно только в деятельности.

          Мне было интересно преподавать «Основы мировых религиозных культур». Дети часто задавали непростые вопросы. Это заставляло самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам.

            На этих уроках дети учились уважать все религиозные культуры, узнали, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире.    Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Выступление на городской творческой лаборатории начальных классов "Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы"

В данном материале содержится анализ работы по воспитанию гражданина, потриота своей страны на примерах великих православных людей России...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...