Решение проблем преемственности, начального и дошкольного образования
методическая разработка (2 класс) по теме

Пути и способы взаимодействия между дошкольным и начальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_dlya_aipkp.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГТ И ФГОС.

                   Л. Н.Малова

                               г. СПб

                      ГБОУ «СОШ№113» 

учитель начальных классов 

 По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

 Предшкольное образование должно быть ориентировано на расширение возможности выбора семьями индивидуальных образовательных траекторий. Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов».. Так, например, согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 13 мая 1992 года № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования»,не явилось препятствием для передачи помещений детских садов иным организациям и сокращения общего числа дошкольных образовательных учреждений в период, начиная с 90-х годов.

Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми. Ключевым моментом в реализации преемственности   является  работа психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных” периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения.

Выбор программ зачастую проводился случайно, без учета специфики педагогического коллектива. Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска могут быть: а) разработка инновационных форм и методов взаимодействия педагогов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, семьи; б) проектирование целостной педагогической системы адаптации учащихся в образовательной среде школы. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут  предотвратить возможные негативные последствия. . Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

  1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  3. проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
  4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  5. проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
  6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Литература

1. Абрамова, Т. С. Практическая психология Текст. / Г.С. Абрамова. 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академический Проект, 2003 — 496 с.

2. Активные методы в работе школьного психолога Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1990.

3. Платохина Н.А. Управление процессом ценностно-смыслового развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- Ростов - на - Дону: ЮФУ, 2008. – № 4.- с.35-41.- 0,4 п.л.

4. Платохина Н.А., Исаев А.В. Информационный образовательный ресурс – подходы к классификации//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.,2008. - №3.- с.50-56.- 0,4/0,2 п.л.

5. Предшкольное образование(образование детей старшего дошкольного

возраста).2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.

Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...

Обеспечение преемственности начального и среднего образования

Выступление на межрайонном семинаре для учителей начальной и средней школы....

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содер...

Обеспечение преемственности начального и среднего образования в системе Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Рекомендуемые способы организации образовательного процесса по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на переходном этапе позволят:- осуществить плавный, мягкий  и  нетравматичный пере...