III научно-практическая конференция преподавателей края "Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность", апрель 2012
статья по теме
В материалах представлены два доклада, для пленарного заседания (открытия конференции) и участия в секции Освоение инновационного пространства в области различных дисциплин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_prioritetakh_gospolitiki._gavrilova_v.yu_.doc | 74 КБ |
gotovnost_budushchego_uchitelya_k_formirovan.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
О приоритетах государственной политики в образовании
Гаврилова В.Ю., заместитель директора по НМР, преподаватель методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»
Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». В начале третьего тысячелетия отечественное образование вступило в новый этап своего развития. Модернизация коснулась всех его ступеней.
Живя сегодня трудно даже представить, что изменится в будущем для отдельного человека: ученика, студента, учителя, родителей и работодателей. В рамках конференции предстоит ответить на вопрос: Какой будет их будущая образовательная реальность? Как в этом будущем улучшится жизнь, учеба и работа тех, кто окажется в школах, детских садах и колледжах к 2020 году?!
На церемонии открытия Года учителя Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении отметил, что «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [4].
Цель нынешних реформ в области образования – обеспечить всем учащимся равный доступ к качественному образованию любого уровня.
В чем новизна подхода нового витка модернизации образования, в чем его отличия?
Главным отличием новой модели, является фокус на необходимости образования в течение жизни. В новой модели образование принципиально понимается как незавершенное. Система образования должна быть устроена так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, "взять" тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого.
В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя.
Еще одним важнейшим отличием новой модели является практическое признание высокой ценности таланта. Мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования.
Наконец, принципиальное отличие новой модели состоит в ориентации на подлинную открытость системы - создание механизмов обратной связи образования и общества, формирование ее сетевого взаимодействия с другими институтами (СМИ, коммерческими фирмами, индивидуальными репетиторами, научно-исследовательскими институтами и общественными организациями) [1;5].
Принцип открытости требует иной роли государства в образовании – от заведомого доминирования к обеспечению бесперебойного эффективного взаимодействия разнообразных субъектов спроса и предложения образования.
Роль и интересы государства могут быть «найдены» в программных и нормативных документах. При этом разумно вести такой поиск как раз не в разделах про образование, а в других, где образование должно выступать обеспечивающим ресурсом.
Как будет выглядеть система общего и дошкольного образования к 2020 году?
Проблемы дошкольного образования приобретают сегодня особенную актуальность. Дошкольный этап образования уже в ближайшей перспективе должен стать всеобщим и массовым. Государственная политика в этой сфере реализуется по двум направлениям:
- реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды;
- стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Уже в ближайшем будущем для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности, появятся новые организационные формы дошкольного образования:
- группы для детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;
- дошкольные группы на базе разных культурно–образовательных центров и учреждений дополнительного образования детей;
- дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ;
- дошкольные группы, организуемые индивидуальными предпринимателями.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.
Введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования требует от педагогических работников переосмысления организации своей деятельности с детьми, родителями, социумом; адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости; ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса [3;6].
Такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний формируются у детей в возрасте 3-6 лет. Поэтому, современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет – переподготовку воспитателей [1].
Каким должно быть начальное общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
Важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2012 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 – не менее 6 часов.
Надо заметить, что все преобразования, отмеченные выше, направлены на полную реализацию потенциала обучающихся, опираются на их интересы и склонности [1;5].
В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу» [2].
Одним из направлений государственной политики является совершенствование профессионального образования. Приоритеты отдаются высшему и среднему техническому образованию, рабочим специальностям и не дается ответ на вопрос, что же следует изменить в системе среднего педагогического образования.
Современный период модернизации в сфере российского образования перевел многие образовательные учреждения в режим развития и постоянного поиска оптимальных решений актуальных задач, т.е. в пространство инноваций. Главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования.
В связи с этими аспектами важно обозначить основное направление инновационного процесса в среднем профессиональном образовании — совершенствование качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях.
Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.
Работодатель должен формулировать требования к количеству (целевой заказ) и качеству профессионального образования выпускников, а образовательное учреждение удовлетворять требования работодателя.
Изменения в школьной практике повлекли за собой изменения роли, места и функции выпускника среднего педагогического образования. В условиях модернизации традиционный учитель/воспитатель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов; предъявляются все более высокие требования не только к знаниям, умениям и навыкам педагога, профессиональным качествам, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия.
Колледж сегодня – современное, динамично и разносторонне развивающееся образовательное учреждение. Одной из главных задач педагогического коллектива является подготовка высококвалифицированных специалистов - будущего учителя, воспитателя с развитым творческим педагогическим мышлением, с педагогической позицией, ценностным отношением к психолого-педагогическим знаниям. Для наших социальных партнёров наиболее значимы такие качества выпускников как способность к самостоятельным действиям, приобретению новых знаний; ответственность за выполненную работу и другие.
Чтобы добиться этого в колледже разработана Комплексная программа перспективного развития колледжа на период 2007-2012г.г. В состав Программы вошли целевые программы: «Достижение современного качества образования», «Совершенствование воспитательной системы колледжа» «Информатизация образования», «Кадры», «Здоровьесберегающее пространство Камчатского педагогического колледжа», «Инновационная деятельность колледжа», в составе которой реализованы экспериментальные подпрограммы: «Повышение качества подготовки специалистов профильного отделения через совершенствование учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов» (2006-2008); «Внедрение мультимедийных технологий в область физико-математических дисциплин на школьном отделении» (2008-2010); внедряются «Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций выпускников педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки» (2008-2013); «Тьюторское сопровождение профессионально-личностного становления будущего педагога» (2009-2015), «Овладение методами интерактивного обучения и внедрение в педагогическую практику» (2010-2015).
С 1 сентября 2011года внедряются ФГОС СПО третьего поколения, разрабатывается методическое обеспечение, структурируются основные образовательные программы реализуемых специальностей на основе компетентностного, блочно-модульного подхода.
Повышается качество преподавания дисциплин учебного плана через внедрение педагогических, информационных технологий. Выбор и разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности [7].
Совершенствуются формы контроля за учебным процессом; внедрение таких форм контроля, как Интернет-экзамен.
Активизируется работа по обобщению передового педагогического опыта преподавателей колледжа через публикации, выступления на конференциях, участие в профессиональных конкурсах «Преподаватель СПО».
В ближайшем будущем с развитием колледжа возможно изменение и его функций как образовательного учреждения. Сегодня рассматривается вопрос о расширении сферы услуг через создание новых структурных подразделений колледжа:
- От Центра дистанционного образования инвалидов к Центру дистанционного обучения школьников Камчатского края, в перспективе - Центр непрерывного профессионального образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
- Центр дополнительного образования жителей микрорайона (Центр досуга и развития дошкольников, консультативный центр для родителей).
- Центр профессионального образования (проведение модульных курсов по запросам, семинаров, конференций, курсовой подготовки).
В заключении необходимо отметить, что эффективное развитие системы среднего профессионального образования возможно лишь на основе традиций, которые обеспечивают стабильность в функционировании данной образовательной системы, преемственность поколений, сохранение и использование лучшего педагогического опыта, а также новаторства, которое выступает в качестве механизма ее саморазвития.
В настоящее время, как никогда, требуется разработка с участием объединений работодателей комплексных региональных или межрегиональных программ развития профессионального образования, которые направлены на достижение стратегических целей инноваций.
Подготовка специалистов должна вестись с учётом реальных потребностей в кадровых ресурсах. Нужен чёткий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны, региона. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с социальными партнерами [8].
Выполнение задуманного поможет реализовать свое самое главное назначение – развивая у студентов необходимые профессиональные качества – подготовить наших выпускников к эффективной профессиональной деятельности в «Нашей новой школе».
Литература
- Волков А.Е. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях//Образовательная политика.- 2008.- №4.- с.32-64
- Государственная политики в области детства// Образовательное учреждение 21 века: инновации и управление качеством.-2011.-№2- с.5-7
- Кузнецова Е.А. Перспективы перехода на федеральные государственные требования в системе дошкольного образования// Методист. -2011.- №9.-с.66-68
- Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». – [Электронный ресурс] Выступления и стенограммы: 21 января 2010 года, Санкт-Петербург
- Реморенко И. Модель "Российское образование - 2020" создается в интересах потребителей образовательных услуг. – [Электронный ресурс] Opec.Ru/18.07.2008, Москва
- Ромашкина А.И. Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения//Методист.- 2011.- №3.-с.61-65
- Савостина С.С. Формирование профессионально важных качеств студентов колледжа//Методист. -2011.- №10.-с.47-49
- Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Москва, 31.08.2010 года// http://президент.рф/transcripts/8786
Предварительный просмотр:
Готовность будущего учителя к формированию
универсальных учебных действий у младших школьников
В.Ю. Гаврилова, преподаватель методики русского языка
КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Педагогам предстоит организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
«Концепция федеральных государственных стандартов общего образования» ставит перед средним профессиональным образованием стратегические задачи в подготовке педагогов нового поколения. Требования, предъявляемые учителю в наступившем столетии, отличаются, прежде всего, наличием у педагогов ключевых компетенций, так как заказчиком образовательных услуг сегодня является не только государство, но и родители, и дети [2].
В подтверждение сказанному приведем слова Президента РФ Д.А. Медведева: «…школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами,... способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,… и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя…» [3].
В условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов ответственность учителя существенно возрастает, проблема профессиональной компетентности учителя приобретает особую актуальность [1].
Профессиональная компетентность учителя определяется Коджаспировой Г. М. как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов включает в себя:
- мотивационный компонент, выражающийся в постепенном развитии особой направленности учебно-профессиональной деятельности педагога, основанной на приоритете целей развития личности младшего школьника;
- профессионально-деятельностный компонент, содержащий систему учебно-профессиональных действий, что предполагает владение специфическими аналитическими навыками, позволяющими воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию как многомерную, постоянно инновационную педагогическую реальность; особыми профессионально-диагностическими действиями, позволяющими педагогу преобразовывать учебный предметный материал (филологический, математический, природоведческий и др.) в диагностический.
Согласно стратегии федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения, современному учителю необходимо отказаться от «знаниевой» парадигмы образования и перейти к его новому содержательному аспекту, ориентированному на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся [2].
Данная задача предполагает пересмотр подготовки специалиста в педагогическом колледже с ориентацией на деятельностный подход, который обеспечивает непрерывность образования и самообразования личности будущего учителя в течение всей жизнедеятельности и профессионализм педагога. Конечный результат подготовки педагога видится как его самореализация в профессиональной деятельности: квалифицированный педагог будет востребован на рынке труда в том случае, если уже в студенческие годы сумеет развить в себе такие качества, как профессионализм деятельности и профессионализм личности, а именно:
1) понимание будущими педагогами важности развития познавательных процессов профессиональной деятельности;
2) осознание необходимости анализировать явления, ориентируясь в профессиональной ситуации;
3) умение вести поиск наиболее рациональных способов решения профессиональных задач и конструирование собственного способа их решения на основе уже известных;
4) умение работать в интенсивном познавательном темпе и самостоятельно создавать профессиональные ситуации, в которых могут применяться знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик на II-IV курсах;
5) умение осуществлять активную деятельность по профессиональному самообразованию и саморазвитию.
Отличительными чертами современного педагога должны стать умение не только принимать цели современного образования, но и знать пути их достижения [1].
Ведь реагируя на социально-экономические перемены в обществе, меняется и современная начальная школа. Изменились не только программы, учебники, изменились формы и методы работы с учениками. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — воспитания человека умелого и мобильного, способного учиться в течение всей жизни.
Создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика учитель сможет только тогда, когда сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.
М.С. Соловейчик, размышляя о профессиональной подготовке студентов, утверждает, что знания воплощаются в профессиональные умения только тогда, когда во время педагогической практики студенты учатся реализовывать весь комплекс профессиональных умений. Это связано, прежде всего, с обдумыванием конкретных задач обучения и воспитания и реализацией их на учебном занятии [4].
В заключении необходимо отметить, что готовность учителя к формированию универсальных учебных действий у младших школьников должна включать:
- владение содержанием каждого из универсальных учебных действий и связей между ними;
- умение выбирать универсальные учебные действия в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
- способность организовывать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий.
Источники
- Иванова М.Н. Профессиональная компетентность учителя в контексте качества современного образования: Сборник материалов ВНПК. – М.: «БАУОС», 2009
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос.акад. образования; под ред. А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39с.
- Медведев Д.А. Российский педагог кто он? [Электронный ресурс] http://www.metronews.ru/news_office/sovremennyj
- Соловейчик М.С. Методические задачи как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 2000. - № 2. - С. 48-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....
доклад на VII региональной научно-практической конференции "Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" 07.12.2012
На конференции я представила доклад по теме:"Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках при формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах"....
Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...
Современные педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность
доклад на педагогический совет...
Выступление на научно-практической конференции по теме: " Развитие творческих способностей через интеграцию ИЗО и технологии"
В презентации описана работа по данной теме...
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОВЗ: БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности....