Доклад "Дидактическая игра - метод учебной деятельности"
статья (1 класс) на тему

В докладе раскрывается значимость дидактической игры в образовательном процессе, её функции и технология проведения. Приводятся примеры дидактических игр, используемых учителем в практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – метод учебной деятельности

   В наше время компетентными оказываются те выпускники, которые умеют применять свои знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях, гибко перестраивать привычные способы действия, учитывать точки зрения партнёров, конкурентов, т. е. обладать гибкостью мышления.

   Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

   Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения в мир познания.

   Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружён в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

   Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление, не нанося вреда здоровью.

   В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы  не подвести одноклассников.

   В труде, учёбе, игре и любой творческой деятельности человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, всё то, что народ метко определяет словом «смекалка». Смекалку можно развивать систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач.

   Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игр:

  1. Развлекательная.
  2. Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. 
  3. Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой – либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
  4. Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  5. Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое  «поле самовыражения».
  6. Коррекционная. Игра способна оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Технология проведения игры.

  1. Подготовка игры ( тема, учебные цели, сценарий, время участники).
  2. Проведение игры
  3. Подведение итогов (общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности, рефлексия).

Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

   Приведу примеры дидактических игр, которые я использую в практике обучения.

1.Игры на запоминание и закрепление таблицы умножения («Заработай очко знанием таблицы»)

   Одни учащиеся осваивают таблицу умножения легко и быстро. Они стремятся к самостоятельности выполнения различных заданий и отличаются готовностью к усложненной мыслительной деятельности на уроках, а также повышенной работоспособностью.

   Другие в силу своих индивидуальных особенностей, затрачивают гораздо больше времени на запоминание таблицы умножения однозначных чисел. Среди них есть медлительные дети, с инертной нервной системой, с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения. Они не могут быстро переключаться с одной деятельности на другую, не могут быстро реагировать на смену задания, на вопросы учителя. Встречаются в классе и подвижные дети, с преобладанием процессов возбуждения над процессом торможения. Они торопливы, невнимательны, несобранны, постоянно отвлекаются.

   Учитель должен сделать процесс изучения и запоминания таблицы умножения интересным и не скучным для любого школьника.

2. «Три дорожки Ильи Муромца», «Песочные часы», «Найди числа».

3. «Помогите пройти по дорожке», « Математический лабиринт», «Математическое лото», «Лучший счётчик».

4.Кроссворды.

   А.С.Макаренко, советуя «пропитать» игрой всю жизнь ребёнка, а не только дать ему время поиграть, метко назвал влечение детей к игре страстью, которую надо удовлетворять. Такое отношение учащихся к игре позволяет рассматривать её как метод косвенного управления учебной деятельностью. Этому способствует и такое свойство игры, как создавать, пусть воображаемую, но для внутреннего мира ребёнка существующую среду обитания. Включаясь в дидактическую игру, ребёнок попадает в те условия жизни, которые она моделирует. В игре, представляя себя в реальной действительности, школьник становится субъектом деятельности: сам ставит перед собой цель деятельности и стремиться к ней, преодолевая трудности. Причиной такой активности ребёнка становятся часто неосознаваемые им, но реально действующие мотивы.

   Дидактическая игра не даст ожидаемого эффекта, если встроенная в неё учебная деятельность будет инициироваться не учебными, а другими видами мотивов. Важно, чтобы учебные действия и сопровождающие их положительные эмоции возникали у младшего школьника благодаря именно учебным мотивам, влекущим его к овладению содержанием учения или процессу его усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

С тех пор, как учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих учащихся оно перестало быть благом, больше того, для многих оно стало бременем, а иногда наказа...

Игра в учебной деятельности младшего школьника

Как сделать безболезненным переход из категории "ребенок-детсадовец"  в категорию "ребенок- ученик"? Игровые ситуации на уроках в младшей школе-метод, облегчающий ситуацию....

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - презентация плюс доклад.

В данной работе дается классификация методов стимулирования и мотивации, новшество применяемых методов с современном образовательном процессе. Очень полезный материал для учителя....

Игра в учебной деятельности младшего школьника

В статье описаны методы и приёмы использования игр в начальных классах .  В игре дети лучше усваивают материал, развиваются...

Игра в учебной деятельности младшего школьника

        У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...