Мастер - класс "технология оценивания"
материал по теме

Бутюто Елена Александровна

мастер класс по технологии оцениявания по программе 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas.docx67.36 КБ
Office presentation icon kod.ppt311 КБ

Предварительный просмотр:

Технология оценки учебных успехов (достижений)

Цель технологии – обеспечить на этапеконтроляотражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100» Задачи: Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Основными составляющими ТОУУ являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. Технологический пакет: рабочий журнал учителя с правилами, таблицы требований, дневники школьника, сборники проверочных и контрольных работ, электронные диски к учебникам «Школа 2100», электронный журнал. . Технология оценивания описывает правила: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать»..

Правила технологии оценки учебных успехов

в Образовательной системе «Школа 2100»

(КРАТКАЯ СХЕМА)

Минимально необходимый набор

 

ЧТО КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ?

 

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное,действие, а фиксируетсяотметкой только решение полноценной задачи- умения по использованию знаний

 

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

 

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспоритьвыставленную отметку.

 

КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?

 

3-е правило. За каждую учебную задачуили группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка.

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

7-е правилоИтоговые оценки и отметка (за четверть, полугодье, триместр) рекомендуетсяопределять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностейИтоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

 

ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?

 

4-е правило. Отметки (или часть их) выставляютсяв таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

 

КАК, ПО КАКОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНИВАТЬ?

 

6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.Это, прежде всего, покрывает государственный стандарт требований, необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это соответствует целипрограммы «Школа 2100» - выращивание функционально грамотной личности, это «отлично»

!!! Необязательный Максимальный уровень - решение никогда не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам. Это сверх школьных требований, «сверхотлично».

 

 

 4-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Мы даём возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.

Таким образом, при полном наборе правил учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (привязанных к уровням успешности) будет выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий изученных тем, и посещаемости будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это, как экспериментально доказано, позволит не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельности.

ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

1-е правило: «Отличие оценки и отметки»:

Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи)!

Оценка

- это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…»)

Отметка

– это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

- можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

– ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

2-е правило: «Самооценка».

Оценку определяют учитель и ученик сообща!

Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), тоучитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом).

Если оценивание проводится после сдачи письменного решенияучителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументировано оспоритьвыставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем определяя оценку своей работе.

КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?

3-е правило: «Одна задача – одна отметка».

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том какие именно типы заданий вызвали у ученика сложность, над чем с ним еще необходимо поработать.

ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?

4-е правило: «Таблица требований».

Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований(вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат решение было бы невозможно получить).

КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?

5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».

Правило состоит из двух частей:

1) Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.)

2) Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем одной четверти, триместра, полугодия, года.

Возможные исключения из правила «отказа от отметки»:

1) Если на этапе актуализации любого урока даются задания по давно изученным темам (по которым уже прошли большие проверочные работы), тогда право отказа от отметки не действует. Однако учителю необходим заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал и права отказаться от отметки у вас не будет.

2) Если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по которым уже прошли), то правило отказа от отметки так же не действует (ученики должны знать об этом заранее).

За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы иконтрольных работ по итогам группы тем, примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. В таблице требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, как ученик овладел умениями по использованию знаний, необходимыми в данной теме.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

6-е правило: «Уровни успешности».

Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности(только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):

- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности

- 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности

- 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности

(возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности)

 

Признаки уровней успешности надо постепенно (в течении нескольких уроков) вырабатываются в диалогах с учениками. В итоге в классе появится плакат с таблицей - «Признаки успешного решения задачи» (см. пример этого плаката - выше). Этот «плакат», как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. !!! Принципиально важно, что бы сначала ученики по признакам определяли и проговаривали какого уровня задача, насколько успешно она решена и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка!

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ?

7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».

Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, аза учебный модуль – дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда закрыта завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье, триместре). Проведена проверочная работа.

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном учебном модуле – группе тем (четверти, полугодия, года). Он высчитывается по таблице требований как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

С точки зрения развивающего обучения лучше как можно реже выводить среднеарифметическую итоговую отметку, так как при усреднении исчезают показатели индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. В этом смысле оптимальным было бы выведение одной итоговой отметки за учебный год или за образовательную ступень на итоговой аттестации (конец 4-го, 9-го, 11-го классов). По закону «О Образовании», любая школа вправе принять такое решение. Однако реальность такова, что в массовом порядке школы придут к этому не скоро. Соответственно, мы рекомендуем выводить среднеарифметическую итоговую отметку по сложившейся практике - в конце четверти.

Практическая часть:

Все участники делятся на группы, им раздаются груши. И предлагается выполнить карвинг (резьба по овощам, фруктам). Участники определяют уровень задания, выполняют, оценивают, рассказывают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология оценивания в ОС "Школа 2100"

Данный мастер-класс презентовался на совещании РМО учиелей начальных классов в 2012 году....

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

мастер-класс по теме "Формативное оценивание"

Использование приёмом формативного оценивания при работе в группах на уроке познания мира в 3 классе по теме "Органы чувств"   на этапах сообщения темы и постановки целей,на этапе усвое...

Мастер - класс по теме: "Система оценивания в начальной школе

На примере фрагмента урока математики я попроовала ответить на вопросы Что оценивать? Когда оценивать? Как оценивать? Кто оценивает?...

Мастер-класс «Преемственность при обучении младших школьников и учащихся основной школы анализу и оцениванию собственной деятельности»

Данная презентация иллюстрирует тему преемственности при обучении младших школьников. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методик...

Преемственность при обучении младших школьников и учащихся основной школы анализу и оцениванию собственной деятельности. (мастер – класс на РМО УНК)

По мере роста знаний и умений у школьников развивается и самоанализ и самооценка. Возникает интерес к оцениванию не только своей деятельности, но и одноклассников.Но как сохранить систему самооценки у...

Мастер-класс «Текущее оценивание коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»

Мастер-класс «Текущее оценивание  коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»...