Мастер - класс по теме: "Система оценивания в начальной школе
презентация к уроку по математике (2 класс) на тему

На примере фрагмента урока математики я попроовала ответить на вопросы Что оценивать? Когда оценивать? Как оценивать? Кто оценивает?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс учителя начальных классов МКОУ СОШ №2 г.п . Терек Абазовой О.Б. Система оценивания в начальной школе

Слайд 2

Насколько справедливо будет одинаково оценить и односложный ответ на репродуктивный вопрос, и продукт, созданный ребенком в ходе осмысления цели и условия задания, поиска решения и представления результата? Работу у доски, и аккуратно списанную с доски задачу? Сколько детей можно вызвать за урок к доске? Чем будут заняты остальные дети, пока один решает продуктивную задачу? Исходные вопросы

Слайд 3

Текущий Тематический Итоговый Виды контроля

Слайд 4

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Слайд 5

«+» - понимаю, справился «?» – интересно, спрошу – узнаю «-» - не понимаю, неинтересно

Слайд 6

Как оценивать? «+» - понимаю, справился «?» – интересно, спрошу – узнаю «-» - не понимаю, неинтересно Эдвард де Боно , доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Цель: подведение итогов урока.

Слайд 7

Как оценивать? Эдвард де Боно предлагает это упражнение выполнять в конце урока как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф . Оно позволяет учителю взглянуть на урок глазами студентов, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого слушателя Плюсы Интересно Минусы

Слайд 8

Что оценивать? Одна задача – одна оценка (один символ) Отметка за работу на уроке выводится из суммы всех оценок: ½ - «3» ¾ - «4» 4/4 – «5» Действуют правила: Право на отказ от оценки Право на пересдачу Право на неоцениваемые задания

Слайд 9

Ученик Кто оценивает? Учитель

Слайд 10

Когда оценивать? Самооценка после выполнения каждого задания Подведение итогов урока в конце урока в устной форме с опорой на алгоритм самооценки Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.

Слайд 11

1. Сколько ушек у трех старушек? 2х3=2+2+2=6(у) 2. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? 10+ 10+10+10=10.4=40 (п) 3. Сколько ног у трех слонов? 4 + 4 + 4 = 12 (н) Сколько хвостов у пяти котов? 1 +1 + 1+ 1 + 1 = 1 • 5 =5 (х) Введение в изучение нового

Слайд 12

Работа с учебником № 1 – вывод №2 – работа в парах №3 – самостоятельная работа №3 (уровень базовый) 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 1 * 9 =9(р) Ответ : 9 р № 3 (уровень продвинутый) 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 1 * 9 =9(р) 4 + 4 = 4 * 2 =8 (р) Ответ: хватит на две булочки У множение на 1 .

Слайд 13

Аналогично строится работа по №4, №5 Самостоятельная работа - №6 учебника Самостоятельная работа (с доски) б азовый продвинутый 6 * 3 – 9 2 * 8 + 0 1 * 8 – 6 2 * 0 + 7 0 * 2 + 9 4 * 1 + 9 1 * 9 – 0 5 * 0 + 4 Умножение на 0.

Слайд 14

Алгоритм самооценки Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме
«Система оценивания  в начальной школе»
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! (
Представиться)

Мы рождаемся слабыми – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имели при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, даётся нам воспитанием, образованием, жизнью. Пронзительная неудовлетворённость собой, болезненное переживание несовершенства мира всегда толкали человека на творчество. Коль он педагог – на творчество педагогическое.

Моя неудовлетворенность выражалась вопросами:

Насколько справедливо будет одинаково оценить и односложный ответ на репродуктивный вопрос,  и продукт, созданный ребенком в ходе осмысления цели и условия задания, поиска решения и представления результата?

Работу у доски, и аккуратно списанную с доски задачу?

Сколько детей можно вызвать за урок к доске?

Чем будут заняты остальные дети, пока один решает продуктивную задачу?

Что оценивать? Когда оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? Эти извечные вопросы набили оскомину у учителей. Сегодня я буду отвечать на них из опыта своей работы. На каждом уроке мы должны ставить отметку в журнал, поэтому я буду говорить о текущем оценивании.  Дети должны понимать, за что они получили ту или иную отметку. Потому предпочитаю критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить работу, работать на результат.

С 1 – го класса приучаю детей оценивать свою каждую работу по системе «плюс – минус – интересно». Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и,  что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. У вас на столах листы оценивания. Учитывая, что аудитория подготовленная, я предлагаю вам заполнять его в ходе моего выступления. С детьми же эта процедура займет много времени и потому я ее упростила: за каждое понятое и самостоятельно выполненное задание ребенок ставит себе на полях «+», интересное, но не совсем понятное ребенку задание – «?», задание непонятное и чаще потому и неинтересное – «-«

 В начале каждого урока обговариваются критерии на этот конкретный урок. Например, урок по теме «Умножение чисел 0 и 1».  По плану предусмотрено решение шести заданий по новой теме (одно из них разноуровневое) и проверка умения учащихся находить значение выражений типа 6 * 2 – 7 с включением примеров из новой темы и примеров, где необходимо осуществить перенос знаний.  Значит, в идеале каждый ребенок должен поставить себе 9 «+». Учитывая это, определяю, что за половину, то есть за четыре «+» - «3», за 3\4 (6-7 заданий) выполненной работы – «4» за все девять – «5» Итак, приступаем.

Введение в тему урока. Диктант.

- Что вы заметили в последнем примере?

- Как вы думаете, так будет всегда при умножении 1 или это единичный случай?

Выполнение №1 и подведение к выводу

Выполнение №2 предлагаю в парах: ученики договариваются и один выписывает те примеры, которые не требуют вычисления, другой те, которые нужно вычислять. Проверка.

Выполнение №3.  Это задача с двумя вопросами: Сколько всего денег у Зои? Хватит ли ей этих денег, чтобы купить две булочки по 4 рубля? Задача предполагает два уровня сложности. Предлагаю выбрать или первый вопрос или оба. Напоминаю, каждый правильный  ответ – один «+». Выполнение – проверка. Проверка: беру тетрадь одного ученика и переписываю его решение на доску. Это может быть правильное решение или неправильное, что и выясняется в ходе обсуждения. Дальше дети ставят себе заработанные «+»

Аналогично строится работа с №4 и №5

№6 – заполнение таблицы предлагаю выполнить самостоятельно с последующей проверкой. Это задание идет как закрепление нового материала. Для самостоятельной работы предлагаются примеры типа 6 * 2 – 5, 1 * 9 - 7, 0 * 8 + 6. Это задание также двухуровневое. Каждый решает выполнить один столбик и получить один «+» или выполнить оба столбика и получить два «+»

На этапе рефлексии предлагается вопрос:

- Кто хочет рассказать о своей работе на уроке?

Здесь надо сказать, что детям известен алгоритм подведения итога своей работы

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Ребенок выбирает из предложенных то начало, которое его устраивает и доканчивает предложение, подсчитывает свои «+», « - «,  «?» озвучивает свою отметку, учитель комментирует. Опросить получается, конечно, не всех, но каждый выводит свою отметку.

-  Кто не хочет, чтобы его отметку я заносила в журнал?

Отметка заносится в журнал и  дневник ученика только по желанию ученика

Работает принцип отказа от отметки

На этом уроке было несколько заданий, не подлежащих оцениванию – это был диктант из  заданий по пройденным темам, по которым уже были проведены проверочные работы. Об этом учащиеся предупреждаются в начале урока. На уроке оцениваются не только письменные работы. Оценивается и каждый устный ответ. Оценивается качественной оценкой, не отметкой. «Минусы» и «интересно» также не остаются без внимания. Надо ли говорить, что следующий урок начинается именно с заданий этого типа? Учитель уже знает, кому необходимо больше времени на изучение этой темы и соответственно планирует свою работу.

       Несколько слов о тематическом и итоговом контроле. В конце изучения темы в таблицу требований каждый ребенок заносит свою отметку учитель свою по тем вопросам, которые подлежат проверке. В случае, если отметка за тематический контроль ребенка не устраивает и он просит пересдачу, она ему предоставляется. Таким образом, на контрольной работе обычно не бывает сюрпризов, учитель уже знает, кто как напишет. Итоговый контроль также не вызывает вопросов.

Я попробовала на примере фрагмента урока математики ответить на вопросы

Что оценивать? Когда оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? Буду рада, если кому – либо пригодится мой опыт работы. Спасибо за внимание

Если вы заполнили свои листы оценивания, прошу подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование сказки на уроках в начальной школе"

Презентация мастер-класса "Использование сказки на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Мастер класс Проектная деятельность на уроках в начальной школе

 Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к ...

ФГОС НОО. Мастер-класс на тему: Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Материал содержит задания для групповой работы учителей в ходе стажировочных мероприятий по опережающему внедрению ФГОС НОО. Выполнение заданий сопровождается с анализом на формирование каких УУД они ...

Презентация к докладу на тему "Система оценки достижений учащихся начальной школы"

В презентации раскрываются особенности системы оценки, рассказывается о принципах системы оценивания и требованиях к ее выстраиванию. Также перечисляются источники получения информации для оценивания,...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Мастер - класс по теме: «Система Classroom Management в рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебном процессе начальной школы».

«Система Classroom Management в рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебном процессе начальной школы». ...