Преемственность при обучении младших школьников и учащихся основной школы анализу и оцениванию собственной деятельности. (мастер – класс на РМО УНК)
статья на тему

По мере роста знаний и умений у школьников развивается и самоанализ и самооценка. Возникает интерес к оцениванию не только своей деятельности, но и одноклассников.

Но как сохранить систему самооценки учащихся при переходе в основную школу. Не придавая ей «травмирующий» характер, чтобы это не оказалось орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_unk_vystuplenie.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность при обучении младших школьников и учащихся основной школы анализу и оцениванию собственной деятельности.

(мастер – класс на РМО УНК)


СЛАЙД 1 Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ!

Мы продолжаем наш путь,   работая в команде, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно повторим пройденный материал.

Преемственность СЛАЙД 2 – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Преемственность предполагает последовательность образовательно-воспитательной работы, при которой в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

  • Самоанализ СЛАЙД 3 - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая  думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя

Самооценка СЛАЙД 4 это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Не секрет, что наилучшая преемственность осуществляется при продолжении работы с детьми того же педагога, который обучал их в начальной школе. Преимуществом нашей школы в данном случае является один учитель АЯ, и в плюсах

- знание требований и форм обучения учителя учащимися;

- учет знаний, умений и навыков учащихся учителем;

- соблюдение одной системы оценивания;

- знание психологических особенностей каждого учащегося.

        Большое значение в вопросе преемственности играет выбор учебно-методического комплекта. Для осуществления данного процесса я использую пособия, которые построены на единой авторской концепции и основаны на принципах единого методического подхода. СЛАЙД 5

В современных условиях перед общеобразовательной  школой стоит задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. СЛАЙД 6 . В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания, которая призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку. Но большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют это делать, хотя в ходе усвоения школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Для многих привычна фраза СЛАЙД 7 «Садись, пять!» или «Слабо, три!». Перед учителем возникла необходимость систематизировать работу по организации самооценивания. Формирование самооценивания - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определённых требований начиная с начальной школы. Что же мы наблюдаем: Приёмы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, так как они ещё не владеют достаточным объёмом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога.  Но по мере роста знаний и умений у школьников развивается и самоанализ и самооценка. Возникает интерес к оцениванию не только своей деятельности, но и одноклассников. Опрос учащихся начальной школы помогает сделать определенные выводы. СЛАЙД 8

Но как сохранить систему самооценки учащихся при переходе в основную школу. Не придавая ей «травмирующий» характер, СЛАЙД 9 чтобы это не оказалось орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей. Мы зачастую делаем акцент на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам. Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть: понятным психологически комфортным.

Для этого во главу угла, ставятся такие задачи как:

  • формировать навыки самооценки учащегося;
  • регулярно устанавливать обратную связь с учениками;
  • мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению;

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: СЛАЙД 10

  • 1-й этап
  • Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
  • Для этого учитель должен:
  • -показать учащимся, что любое обучение — это единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
  • -ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • -сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.
  • 2-й этап
  • Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
  • Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
  • 3-й этап
  • Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
  • От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
  • В результате этой работы:
  • -во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её;
  • -во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности. СЛАЙД 11

На помощь приходит оценивание с использованием критериев, который позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Эффективно разработанные критерии оценки ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.

Давайте попробуем составить критерии оценивания для выполнения постера по теме «Моя комната». СЛАЙД 12 Сравним результаты СЛАЙД 13

А теперь, наоборот. Какой вид деятельности вы будете оценивать по следующим критериям? СЛАЙД14

приемы: СЛАЙД 15

-сверка с образцом (ответом);

-повторное решение задачи, выполнение упражнения;

-проверка полученных результатов;

-использование различных способов выполнения заданий;

-примерная оценка искомых результатов;

-проверка на частном случае.

Учащиеся начальных классов не всегда умеют самостоятельно найти ошибку в своей работе и исправить ее на основе сопоставления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. СЛАЙД 16 (цветок) Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить с 1 класса. (Приемы самооценки в нач. школе) СЛАЙДЫ 17.18.19.20

К 5 классу потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий уже сформирована  и подталкивает  ученика к тщательному анализу, обобщению, обоснованию и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить.

 Например, для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок СЛАЙД 21– выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить. Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения. Возрастает творческая самостоятельность школьников и объем усваиваемого материала. Не остается учеников, не работающих на уроке

Ошибка на моих уроках не считается чрезвычайным происшествием. Да, есть только момент, но и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учителю нет необходимости каждый раз восстанавливать внешний образец – учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи.

У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. С особым удовольствием уч-ся выполняют задания в течение урока по маршрутным листам. СЛАЙД 22

Если у ребенка возникает трудность при выполнении определенного задания, он может воспользоваться так называемым «страховым полисом» СЛАЙД 23, который дает возможность получит помощь учителя или ученика-консультанта.

Как бы ребенок себя ни оценил,  поощряйте в ребенке: СЛАЙД 24

  • смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • готовности защищать свою точку зрения;
  • творческого подхода;
  • пытливости, любознательности;
  • самоконтроля, способности оценить свою работу;
  • стремления находить и исправлять свои ошибки.

В заключение можно сказать, СЛАЙД  25 что самооценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Тогда возможным станет новое прочтение призыва ОЦЕНИ! СЛАЙД 26 Вспомнив об учениках, об их страхах и ожиданиях, негативных и позитивных последствиях учебной отметки. Сделаем новый акцент О.ЦЕНИ…

СЛАЙД 27 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

Система работы по обучению детей оцениванию собственной деятельности

Налаженная система  самооценки и контроля  помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, ...

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Мастер-класс «Преемственность при обучении младших школьников и учащихся основной школы анализу и оцениванию собственной деятельности»

Данная презентация иллюстрирует тему преемственности при обучении младших школьников. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методик...