формирование читательских умений
статья по теме

Буравцева Наталья Владимировна

 

Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного фактического содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. Ведущим методом обучения в литературе ставится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_chit._umeniy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры

Школьное методическое объединение

Доклад на тему

«Формирование читательских умений»

Учитель: Буравцева Н. В.

2009 г.

        Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного фактического содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. Ведущим методом обучения в литературе ставится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями.

        Цель школьного анализа- помочь постичь идею художественного произведения через его форму, приобщить юного читателя к мировосприятию автора. Анализ текста призван углубить первоначальное читательское восприятие, как правило, весьма поверхностное в связи с возрастными особенностями младших школьников. Задача учителя- так выстроить урок, чтобы в результате сопереживания с героем и автором, ребёнок смог воспринять произведение как единое целое. Соблюдение принципа единства формы и содержания при школьном анализе текста является решающим условием успешности как самого анализа, так и овладение частными читательскими умениями.

        В соответствии с уравневой организацией произведения выделяются частные читательские умения, связанные с определённым структурным элементом текста: языком, художественным рбразом, композицией, образом- персонажем, образом- переживанием, авторской позицией. Рассмотрим их.

  1. Умение воспринимать изобразительно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Полноценное общение с искусством требует восприятие слова как средства создания художественного образа, т.е. в соответствии с той функцией, которую выполняют в данном художественном произведении данные изобразительно- выразительные средства языка.
  2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем. Читатель представляет всё, что описывается в тексте, так, как будто наблюдает за реальной действительностью. Для возникновения представления в ответ на слово требуется почти в три раза больше времени, чем для понимания лексического значения того же слова. Важно учить детей замедленному, обдумывающему чтению, способствующему рождению образа на основе словесного описания.
  3. Умение устанавливать причинно- следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике. На процесс овладения данным умением влияет соблюдение такого принципа, как учёт родовой специфики произведения, поскольку для композиции этического текста характерна связь событий, а для построения лирического произведения — движение эмоций. Младшие школьники не могут понятие «композиция» во всём его объёме, но их следует приучать размышлять над связью отдельных эпизодов, строф, прослеживать динамику эмоций. Нужно познакомить их с сюжетом, научить составлять план произведения, опираясь на выделение элементов сюжета.
  4. Умения целостно воспринимать образ- персонаж в эпосе, образ- переживание в лирике как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи. Эстетическое восприятие возможно лишь тогда, когда читатели не поглощаются целиком переживаниями персонажей, а воспринимают авторскую оценку событий и героев, т.е. связывают образ- персонаж с художественной идеей произведения. Следует приучать младших школьников размышлять над тем, зачем автор ввёл в произведение того или иного героя, почему дал ему такое имя, совпадает ли оценка событий, данная персонажем, с авторской оценуой и т.п.
  5. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения. Дети при самостоятельном чтении не только игнорируют пнрисутствие автора в тексте, но и вообще не обращают внимание на то, кто написал произведение. Чрезвычайно важно с первых уроков обращаться к выявлению авторской оценки событий, персонажей. Необходимо так строить работу, чтобы юный читатель не слепо следовал авторской мысли, а вырабатовал собственное огтношение у отношению автора.

        Выделенные аналитические читательские умения тесно взаимосвязаны, их невозможно формировать поочерёдно. Читательские умения формируются только в ситстеме, поэтому в процессе анализа текста учитель работает над формированием системы читательских умений в целом, хотя каждое конкретное задание связано, как правило, с одним из элементов текста и является крохотным шажком в овладении учеником соответствующим умением.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских умений младших школьников.

Выбор этой темы не случаен, поскольку в процессе работы над художественным произведением сталкиваешься с большим количеством разного рода проблем: нежелание ребятами читать,  видение в тексте мно...

Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»

Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ...

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках чтения.

     Читательские умения - это специфические умения, которые направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Они необходимы д...

Упражнения для формирования читательских умений для 1 класса

Упражнения для формировния читательских умений могут использовать как элемент урока учителя начальных классов, родители первоклассников и дошкольников....