Формирование читательских умений младших школьников
статья на тему

Макеева Юлия Александровна

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

«Формирование читательских умений младших школьников»

Чтение – один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации. Чтение – это важный источник образования, самосовершенствования, интеллектуального и культурного развития личности, а значит и общества. И в настоящее время книга остается одним из лучших средств воспитания человека. Но, к сожалению, в век интернета дети все меньшее внимание уделяют книге. Задача учителя – показать ученику важность общения с книгой. Но каждому учителю нельзя забывать о том, что заставить полюбить читать нельзя, этому нужно учить…

Чтение – это особая форма языкового общения, представляющая собой комплекс физиологических и психологических процессов, в которых участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная деятельность.

Чтение не будет подлинно эффективным, если пренебречь хотя бы одним из трех его качеств:
- скорость
- понимание
- запоминание

Обучающиеся которые читают со скоростью  150 слов в минуту учатся на «5»,  120 слов - на «4»,90 слов - на «3». Те, кто читает медленнее, учатся с трудом. Низкая скорость чтения мешает восприятию прочитанного, так как внимание обучающихся направлено на процесс чтения.

Техника чтения – залог успешной учебы, прочных знаний. Качественная техника достигается в процессе каждодневного чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую.

Техническая сторона чтения:

  • способ чтения;
  • темп (скорость) чтения;
  • динамика (увеличение скорости чтения);
  • правильность чтения.

Каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные все так же по слогам. Далее большую часть слов читает слитно и только некоторые послоговым способом.  И, наконец, использует синтетический способ чтения, т.е. целым словом и группами слов. С первых дней очень важно обращать внимание учащихся на правильность чтения.

Правильность – это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажения букв, слогов, окончаний и т.д Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.

Различают следующие виды чтения:

Орфографическое чтение, при котором слово читается так, как его надо писать.

Орфоэпическое чтение – ребенок произносит  слово так, как оно слышится.

Смысловая сторона чтения:

  • выразительность прочитанного;
  • понимание прочитанного.

Выразительность – это когда книги читаются эмоционально, с яркими интонационными акцентами, придающими особый смысл сюжетной линии произведения, позволяющими познать все тонкости авторской мысли. Читать выразительно означает умение читать достаточно громко и внятно, находить нужную интонацию, делать паузы и логические ударения.

Осознанность чтения зависит от уровня развития речи ребенка, от круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Осознанность – это способность ребенка хорошо понимать то, что он читает.

Как же двигаться к тому, чтобы ребенок читал быстро, но при этом осознанно, правильно и выразительно. На уроках, чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

В работе по совершенствованию навыка осознанного чтения и по формированию интереса используется следующие упражнения:

  • На развитие четкости произношения (чистоговорки, скороговорки).
  • Развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.
  • В первом классе очень помогает работа с таблицей букв согласных.
  • «Жужжащее» чтение.
  • Чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.
  • Ролевое чтение с инсценировкой.
  • Синхронное чтение «буксиром».
  • «Игра в прятки».
  • «Мнимое слово».
  • «Чтение за диктором».
  • Хоровое чтение.
  • Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским;
  • Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.

Упражнения для развития техники чтения:

  • столбик слов;
  • читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп;
  • выбрать из текста слова, в которых 4 – 5 слогов, научиться их проговаривать;
  • игра «Фотоглаз»;
  • найти нужную строку в тексте;
  • сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного;
  • чтение за взрослым;
  • за одну минуту найти в тексте слова на какую – либо букву.

В своей работе учитель должен использовать единый подход по развитию оптимального чтения на каждом уроке (русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских умений младших школьников.

Выбор этой темы не случаен, поскольку в процессе работы над художественным произведением сталкиваешься с большим количеством разного рода проблем: нежелание ребятами читать,  видение в тексте мно...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...