Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций учащихся.
учебно-методический материал по теме

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

                                             «Средняя общеобразовательная школы № 24»

                               Педагогический  совет 

Влияние профессиональной компетентности педагога  на формирование ключевых  компетенций

 учащихся

Профессиональная компетентность учителя - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ученика и учителя.

      Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности.      Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный  1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность: 

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

 

     Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

  1. Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и  классификации профессиональной компетентности.
  2. Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
  3. Наиболее приемлема точка зрения на компетентностную модель доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского.

                                                                                                       Таблица 1

 

Хуторской А.В.

доктор пед.наук, академик Международной педагогической академии

Компетентность

Компетенция

владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и  продуктивно действовать по отношению к ним

 

  1. Критерии определения компетентности и компетенции учителя
  2. Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
  3. Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
  4. В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

 повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;·       

быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

  самостоятельно учиться;

   принимать решения и нести за них ответственность;

   адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с   целью их оптимизации.

       

Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных плюсов.

 

Карта наблюдения учителя

1.Ф.И.О. учителя __________________________________________________________

2.Предмет _______________________         Класс ______ Дата ________________

3.Тема урока _____________________________________________________________

Формы работы учителя на уроке

коли-чество раз

продолжитель-ность

характеристика

минут

%

1.

Обращения к прошлому опыту учащихся

 

 

 

 

2.

Открытое обсуждение новых понятий

 

 

 

 

3.

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 

 

4.

Дискуссия учащихся

 

 

 

 

5.

Игровая деятельность

 

 

 

 

6.

Проектная деятельность

 

 

 

 

4..         Компетентностные методы обучения

  1. - Обращение к опыту учащихся
  2. - Открытое обсуждение новых понятий
  3. - Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  4. - Дискуссия, столкновение субъектных позиций
  5. - Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
  6. - «Метод проектов»

Школьный оценочный лист наблюдения за использованием действий учащихся в конкретных ситуациях, связанных с формированием определенных компетенций:

Ключевые компетентности

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________

Предмет _______________________         Класс ______ Дата ________________

Тема урока _____________________________________________________________

Компетентность

На каком этапе урока

Уровень               (1-5 балл)

Готовность к самообразованию – способность выявлять пробелы в своих знаниях в умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи

 

 

Технологическая компетентность готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях

 

 

Готовность к разрешению проблем – умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь (пример задачи)

 

 

Готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации*

 

 

Готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач

 

 

Всего баллов:

 

.         План целевого анализа (самоанализа) урока

1. Место урока в изучаемом разделе

2. Цель и задачи урока (в т.ч. – по формированию ключевых компетенций)

3. Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?

4. Формы и методы, использованные для решения «компетентностных» задач урока

5. Соотношение «компетентностных» и «некомпетентностных» форм и методов работы на уроке.

6. Насколько достигнуты цели? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?

7. Заметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?

 

                    Профессиональная компетентность учителя

1.Знания

2 Умения

3. Социально-личностные характеристики

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ
НА УРОКЕ

1.Коллективная

2.Групповая

3.Парная

4.Индивидуальная

                            формирование ключевых компетенций

коррекция - диагностика= новое качество образования

СИТУАТИВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Взаимодействие  между учителем и учеником

Взаимодействие  между учителем и коллегами

Взаимодействие между учителем и родителями учеников

Взаимодействие между учителем и администрацией

Цели и задачи,которые стоят перед коллективом школы построение

современной модели образовательного учреждения, ориентированного на внедрение компетентностного подхода;

расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей для учащихся;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах....

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование творческого развития младшего школьника с ОВЗ

Задача учителя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную деятельность сознания обучающихся с ОВЗ, готовить их к творческому труду. В процессе  творческой деятельности у обучающи...